Показываем три необычных здания Самары, которые стоит увидеть своими глазами

Самара — город со своей необъятной историей. Гуляя по ней, можно встретить множество памятников архитектуры необычайной красоты. Некоторые особняки по сей день хранят тайны своего происхождения.

Фотограф: Яна Лаушкина

Самара — город со своей необъятной историей. Гуляя по ней, можно встретить множество памятников архитектуры необычайной красоты. Некоторые особняки по сей день хранят тайны своего происхождения.

В этом материале покажем вам три необычных здания Самары и расскажем их историю.

Фахверковый дом

Фахверковый дом так просто заметить нельзя. Находится он во дворе домов № 75 и 73 на Фрунзе. Подобных в Поволжье больше нет. До сих пор неизвестно, кто возвел эту красоту.

Сам дом со своими особенностями. Например, каркас - несущая часть здания. Такие дома можно увидеть в Германии или ближе к северной Европе. Подобные здания в России можно не встретить. На момент строительства улица, на которой возведен фахверковый дом, называлась Саратовской. Владелицей большого участка была Екатерина Фролова, которая часто занималась постройками. После нее владельцем стал Осип Гиршфельд, о котором ходит городская легенда.


Фотограф: Яна Лаушкина


Фотограф: Яна Лаушкина

Согласно легенде, Осип Гиршфельд, который был родом из семьи немецких евреев из города Ровно (доподлинно неизвестно), очень скучал по дому. Тогда слуги в благодарность возвели для него фахверковый дом.

Правдивая ли эта история — по сей день неизвестно. Однако советуем вам заглянуть во дворик на Фрунзе, 75, чтобы увидеть своими лазами архитектурный шедевр.


Фотограф: Яна Лаушкина

Художественный музей

Следующая точка для посещения — Дом купцов Курлиных, перестроенный для Волжско-Камского коммерческого банка, ныне Художественный музей Самары.


Фотограф: Яна Лаушкина

Особняк был построен в 1913-1915 годах по проекту архитектора Якунина в стиле неоклассицизм. Его нынешний облик появился после надстройки и переделки двухэтажного дома семьи Курлиных. В 1912 году здание приобрел Волжско-Камский коммерческий банк, по заказу которого была произведена полная переделка фасада, выполненная архитектором Якуниным.

В зарубежной историографии термин «неоклассицизм» применяется к классическому направлению в архитектуре и искусстве последней трети XVIII — первой трети XIX века в отличие от классицизма XVII века, а также к последующим волнам обращения к классическим идеалам. Родина русского неоклассицизма — Санкт-Петербург. Важнейшими его представителями были И. В. Жолтовский, И. А. Фомин, М. М. Перетяткович, А. Е. Белогруд, В. А. Щуко.

В здании работали общегородской клуб коммунистов, где выступал сам Маяковский, комитеты и редакции советских газет, городской совет депутатов и горком КПСС. В 1989 году здание было передано Самарскому областному художественному музею.


Фотограф: Яна Лаушкина


Фотограф: Яна Лаушкина

Кстати, в 2022 году Управление госохраны культурного наследия Самарской области выпустило приказ, который защитил от сноса столетнее здание банка. Согласно документу, владелец обязан сохранить композицию, фасады и надписи на них, а также отделку здания.

Во время прогулки по улице Куйбышева обязательно поднимите голову наверх и обратите внимание на колонны на доме № 92.

Усадьба Клодта

Сейчас в усадьбе Клодта на Куйбышева, 139 располагается Детская картинная галерея. Здание легко можно перепутать с теремком. Особняк выглядит нарядным и расписным.


Фотограф: Яна Лаушкина


Фотограф: Яна Лаушкина

Купец Иван Клодт купил пустующее место на улице Дворянской в 1896 году. Уже в 1898 году дом в стиле немецкого ренессанса красовался во второй части города. После революции 1917 года здание было национализировано, на тот момент Иван Клодт уже скончался.

После этого в доме размещались различные учреждения и организации, ясли, жили высокопоставленные чиновники, какое-то время даже размещались коммунальные квартиры. В 1991 году полуразрушенное здание передали Детской картинной галерее.

Редакция ProGorodSamara продолжит гулять по столице губернии и рассказывать об удивительных зданиях вам.


Фотограф: Яна Лаушкина