Самарский таксидермист Валерий Шеведов: руки бы оторвал за упоротого лиса

- Как вы стали таксидермистом?

- Я же закончил биологический факультет в нашем пединституте и позже стал доцентом кафедры и возглавил музей. По сути, необходимость переросла в увлечение. Когда я пришёл, у нас было несколько экспонатов, а сейчас их около 18 тысяч.

- Самое маленькое животное, из которого можно сделать чучело?

- Любое. Например, я делал чучело синицы. Очень сложная и тонкая работа. Шкурка тоньше папиросной бумаги. Кстати, самая необычная выставка работ, которую я видел, это коллекция колибри.


- В Самаре много таксидермистов?

- Профессионально этим занимаются единицы. Все остальные – «кустари». Это редкая профессия. В Питере и Москве гораздо больше мастеров. В СССР таксидермисты были при музеях и все пошло с этого. Вот заграницей это востребованная профессия и очень много фирм, которые занимаются этим. Издаются журналы, изготавливаются комплектующие: химию, материалы, глаза, краски.


- Откуда вы берёте животных?

- Сперва искали животных сами, позже нам стали их приносить. Например, охотники хотели оставить память о трофее. Сейчас у нас есть связь с зоопарком, со зверинцами и цирками. Один знакомый дрессировщик как-то попросил меня сделать чучело кенгуру, который умер у него в зверинце. Бывает и так, что просто приносят сбитое машиной животное.


- Куда девается мясо животных?

- Смотря какое мясо. Ведь мясо диких животных неизвестного происхождения. Такие тушки уничтожаются. Вот рыбу можно съесть, если снять кожу.


- Хорошо ли оплачивается работа таксидермиста?

- Конечно. Когда я только учился этой профессии, мой наставник говорил, что если освоить это дело, то на хлеб с маслом будет хватать.


- Самое большое чучело, которое вы делали? Могли бы сделать чучело слона или кита?

- Я делал чучело жирафа, вы можете посмотреть его у нас в зоологическом музее. А так все возможно за ваши деньги. Работать над большим чучелом одному или с помощниками - это выбор каждого. В зависимости от размеров животного, можно привлекать и других мастеров. Например, скорняков. Это же очень близкая к таксидермистам профессия.


- Чем вы набиваете чучела?

- Раньше набивали, а сейчас пользуются манекенами из полиуритана. Манекены мы заказываем у скульпторов. Важно сохранить все достоинства животного, которыми оно обладало при жизни. Это сложно, ведь нам поступает тушка убитого животного, которое разлагается и не имеет формы, а ведь таксидермист должен передать в своей работе всю грацию, которую зверь имел при жизни. Кстати, раньше глаза делали из пуговиц, а сейчас производители выпускают на каждое животное на свой глаз. Самые красивые, на мой взгляд, у лягушек. Производители выпускают глаза, у которых даже есть отблеск глазного дна.


- Рассказывают, что таксидермисты делают чучела из своих домашних животных. У вас такое было?

- Такие заказы были, но сейчас мы отказались от этого. Это же личная трагедия для людей. Как-то один мужчина долго уговаривал сделать чучело его погибшей собаки. Когда работа была сделана, он сказала, что это не его собака. Он просто не узнал своего пса. С кошкой тоже было такое. Бабушка уговаривала нас увековечить память о своем питомце. В итоге результат тоже не оправдал ожиданий человека. В общем, мы завязали с такими заказами.


- Помните свою первую работу?

- Это была голова кабана. Стыдно за ту работу, хотя она до сих пор хранится у знакомого. Через 12 лет он принёс её реставрировать: обновить поверхности, почистить и поменять медальон. Ведь когда я её изготавливал, в 90-е, ничего же не было, в магазинах было пусто.


- Бывают ли женщины-таксидермисты?

- Видел таких. С некоторыми даже знаком лично. В Самаре, например, есть девушка, которая освоила азы таксидермистики в своё время.


- Как к вашей работе относятся ваши близкие?

- Адекватно. Работу, кстати, я на дом не беру ни в коем случае. Это неудобно и негигиенично. Хотя некоторые себе это позволяют.


- Как относитесь к людям, которые носят животных на воротнике?

- Спокойно. Это же необходимость человека. Издревле человек не мог существовать без животных. Меха необходимы в нашей стране в условиях холода. А то, что девушки носят лисиц в качестве сумки - это же мода.


- Не возникает жалости к животным?

- Конечно, жалко животных, но важно трезво к этому относиться. Я считаю, что нужно жалеть не само животное, а среду в которой он обитает. Только почему-то многие защитники животных не думают о загрязнениях леса, мусоре на полянах. Если ареал животного будет не захламлен, то популяция будет развиваться. Вот о чем нужно думать.


- Самый необычный заказ?

- Бывало разное. Нам привозили и камчатских медведей и лосей с огромным размахом рогов. Как-то раз кавказцы попросили нас сделать для ресторана «золотое руно». Ну привезли барана, мы сделали. Получилось, как настоящее золотое руно. Еще в театр драмы требовался большущий полосатый кот для какой-то пьесы. Я предложил сделать этого кота из лисы. В итоге вышло очень даже неплохо.


- Видели в интернете неудачные работы таксидермистов и «упоротого лиса»?

- Видел. Руки бы оторвал за такого «упоротого лиса». К сожалению, таких примеров много и это ужасно. Кстати, некоторые делают это специально для привлечения внимания не разбирающихся людей. Кстати, видел «неадекватную ондатру». Но это уже анимация, а не таксидермия.


- С каким животным больше всего любите работать? Как долго делаете одно чучело?

- Быстро это не делается, поскольку есть технологическая линия. Обычно это занимает месяц, иногда больше. Например, голову белуги я вот уже год делаю. А про то, что люблю… Работа интересна тогда, когда есть что-то новое. Я 25 лет занимаюсь этим. Раньше был интерес ко всему, сейчас я уже много чего держал в руках. Даже красных волков и белых медведей. Из Киева я однажды выпросил голову тигра, и это было счастьем. Помню, мне предлагали обменять её на компьютер. Слава Богу, что не согласился. Компьютеров сейчас навалом, а тигр – животное редкое.


- Что успеваете сделать за 60 секунд?

- Выложить инструмент или развести растворы.