Имам Иршат-хазрат Сафин: У всех религий общие истоки, споров быть не должно

- Что значит понятие – имам?

- Я – лишь один из имамов Соборной мечети. Имам – это настоятель мечети, предстоятель правоверных на молитве. Раньше эту должность еще называли мулла. Только это понятие шире. Мулла был хозяином всего квартала, не только руководил намазом в мечети, но и был советчиком верующих во всех жизненных ситуация, вёл все записи актов гражданского состояния: рождение, смерть, брак и развод. Сейчас же наши обязанности заключаются в основном лишь в ведении молебных служб и проведение для желающих обрядов.

- Из каких профессий обычно приходят в служение ислама?

- Бывает по-разному. Но сейчас реже встречаются какие-то нити преемственности, когда отец или дед служили религии и их потомок пошел по их пути. Я вырос в обычной деревенской нерелигиозной семье времени развитого социализма. Родители работали в совхозе, а сам я окончил обычную советскую школу. Но была у меня верующая бабушка со стороны мамы, которая не пропускала молитвы и пост, имела хотя и начальное, религиозное образование, от которой я и узнал азы веры. Кроме этого от нас недалеко жил младший брат моего погибшего на фронте деда, который был активистом в местной религиозной общине - читал азан – призыв на молитву в неофициальном молитвенном доме, а затем стал имамом. В те годы в деревне приобщиться к религии было проще, чем в городах, хотя в деревнях мечетей не было, и старики не официально, а иногда и тайком, собирались для моления в какой-нибудь частный дом. В нашей деревне был мазар – захоронение местного суфийского святого - ишана, куда съезжались верующие для получения благодати и прочтение над могилой заупокойной молитвы даже с соседних регионов. С нашей деревней держали связь очень редкие для того времени действующие имамы, скажем братья Валитовы, москвичи, но выходцы из нашего села, окончившие в числе счастливцев тогдашнее единственное на весь Союз мусульманское училище -медресе в Бухаре. Один из них был имамом Новосибирской мечети, второй - Московской. Возможно, все эти фактора создали во мне религиозную личность и сказались на то что я пришёл к вере? Но людей к Вере приводит сам Всевышний, а потом уже какие-то земные факторы.

После школы какое-то время я работал в совхозе, потом отслужил в армии. После я учился в Казанском государственном университете, откуда меня направляли на обучение в Турцию. По возвращении обучался в Российском исламском университете в Уфе, а потом оказался в Самаре.

- Сколько длится ваш рабочий день?

- Точно сказать сложно. В эти дни вот иду на первую службу к 6 утра. Две молитвы проходят днём. Ещё есть вечерняя и ночная молитва. Но это не значит, что все это время имам занят только молитвами. За целый рабочий день 2-3 часа тратится на молитву, остальное время мы общаемся с прихожанами, редкими «захожанами», исполняем требы: как в мечети так и на дому. Больше всего людей приходит в мечеть на обеденный намаз, поскольку утро и вечер связаны с тёмным временем суток, да и почти у всех много жизненных и семейно-бытовых дел. Если же говорить о дне, когда в мечеть приходит больше всего людей, то это пятница. Этот день для мусульман такой же особый, как например, воскресенье для христианина.

- Что можно, а что нельзя делать имаму?

- Ислам намного проще, чем другие конфессии. Нет какой-то разницы между духовенством и другими людьми. В исламе нет понятия «священнослужитель» и «мирянин». Так же как, например, нет разграничения на места, где можно молиться, а где нельзя. У какой-то конфессии скажем если можно молится лишь в храме, то мусульмане могут молиться практически везде, поскольку Пророк говорил, что вся земля – место, пригодное для поклонения. Имам – это более начитанный, более остальных разбирающийся в религии и, теоретически, более благочестивый человек. То есть отличие есть лишь в уровне религиозной образованности. Поэтому имаму можно делать все то же, что и другим верующим. Как разрешённое так и запреты остаются общими.

- Вы общаетесь со служителями других религий?

- Конечно. Ислам – это религия реальности. Пророк сам общался с христианскими священниками, даже епископами, принимал целые делегации людей иной веры. Диалог с людьми других религий считается нормальным явлением. Не стоит возводить между собой берлинских стен из-за разницы в религии. Людей разных конфессий все равно объединяет работа и быт. Мы все, в конечном итоге, произошли от Адама и Евы. Общие истоки должны сдерживать нас в спорах. Иногда же на почве веры случаются парадоксальные вещи. Например, в Ульяновске священник, выступая против строительства мечети сказал, что принося Богу в церкви свою бескровную жертву не хочет наблюдать в окно, как мусульмане приносят кровную жертву. Считаю, что такие высказывания не совсем уместны. Да, неправильно разделывать тушу барана у всех на виду - для этого есть определенные места. Но неправильно и поддавать критике строительство мечетей. А если мусульмане станут говорить – не хотим слышать звон колоколов? Зачем все эти споры? К чему хорошему они приведут?

- Почему в исламе много зеленого цвета?

- Говорить о том, что зеленый цвет – цвет ислама несколько неправильно. Так же не совсем правильно считать символом ислама полумесяц. Он был родовым знаком Османов - правителей турков, с которыми Европа, первый раз так сильно столкнулась и от которых больше чем от остальных узнала и увидела мусульманское. Это похоже на ситуацию с понятием «татаро-монгольское иго». Принято считать что тюркоязычные татары были как бы «штрафной ротой», Чингисхан гнал их впереди своего войска. И все монгольское войско таким образом стали считать татарским. Наиболее же близки исламу три цвета: зеленый, белый и черный. Зеленый цвет – цвет жизни, зелени, изобилия, его много в Раю, куда стремится попасть каждый верующий. Белый – цвет чистоты, безгрешности. Черный цвет – смиренность, скромность.

- Почему в мечети надо снимать обувь?

- Так принято, чтобы не наносить грязь в чистое место.

- Можно ли есть верующим чипсы с беконом? Среди детей популярны такие вещи.

- Отвечу так. Лучше вообще не есть чипсы и другие какие-либо вредные продукты. Нужно питаться здоровой пищей. Если есть возможность, покупать лучше не в магазине, а на рынке то, что выращено на природе. А на счёт животной пищи – бекон насколько известно относиться к ней, мусульманам разрешена мясная продукция лишь с животных и птиц, забитых мусульманами и обязательно через горловое кровоспускание – резание.

- Что нужно сделать верующему мусульманину, если он случайно нарушил какое-то правило? Например, по незнанию съел свинину?

- Покаяться и больше не делать этого. Это касается любого греха или отрицательного проступка.

- Верно ли утверждение, что христианство от ислама отличается еще и тем, что христиане меньше времени уделяют вере?

- Думаю, это утверждение близко к истине. Слышал такие слова и от православных священников. Сам замечал, что в православные храмы ходят, в общей массе, лишь взрослые женщины и редко встречаются мужчины в возрасте и молодые люди. А в мечетях основная часть прихожан зрелые мужчины, молодежь. Даже успешные занятые бизнесмены успевают заехать помолиться на обеденный намаз. Почему так ощутима разница? Думаю, потому что ислам больше практиковался на Востоке, где больше чем в другом месте мира господствует Вера, традиция, где народ более простой, смиренный, совестливый.

- Почему женщины и мужчины молятся в мечети на разных этажах?

- Не обязательно на разных этажах. И в одноэтажных мечетях мужчин и женщин молятся раздельно, мужчины в передней части, женщины –в задней. Женщины идут после стариков и детей. Для чего это нужно? Для того, чтобы человек не отвлекался в процессе молитвы. Это же естественно, когда мужчин привлекают женщины и наоборот. А мечеть – то место, где нужно общаться с Богом, а не отвлекаться.

- Бывали случаи, когда в мечеть заходили нетрезвые люди?

- Внутри не замечал, но рядом с мечетью встречал таких людей. Видел, как люди в странном состоянии сидят возле мечети. Замечал и то, что не нашей веры женщины и старушки путают мечеть с храмом: стоят на улице и крестясь делают кивки-поклоны головой в сторону мечети. К этому нужно относиться спокойно. Они отчасти и правы: ведь все храмы в какой-то степени являются Божьими домами.

- Если бы у вас была возможность исполнить три любых желания, что бы загадали?

- Родиться в мусульманской стране, чтобы раньше прийти к вере и быть к ней ближе. Иметь большую семью и жить в богатой стране, чтобы никто ни в чем не испытывал нужду, чтобы не видеть те страдания, которые являются результатом бедности населения.

- Что успеваете сделать за 60 секунд?

- Наверное, прочитать какую – нибудь молитву.