Мастер судомодельного спорта рассказал про скорость, летальные исходы и самарские водоемы

Судомодельный спорт - отнюдь не детское занятие, как это принято считать. Некоторые модели развивают скорость до 200 км/ч и могут убить человека, если не соблюдать меры безопасности. Корреспондент встретился с мастером спорта международного класса Александром Костюком, который рассказал, про судомодельные гонки, сборку, затонувшие экземпляры и пляжные запреты.

Почему вы выбрали этот спорт?

В детстве хотелось просто что-то делать, постоянно собирал модели по различным книгам и журналам. Папа отвел меня в судомодельный кружок. Я стал строить разные модельки. Скоростные и копии настоящих судов. Стимулом были соревнования. Детские соревнования проходили обычно в бассейнах зимой, летом на озере. Мне понравились скоростные модели. Я стал учиться их собирать. Этим я занимаюсь с пятого класса. Получается, что уже 20 лет мы строим.

В 1998 году мы с Пугачевым Александром первый раз поехали на всероссийские соревнования. До этого были только местные. Было интересно. Много людей из разных городов. Понравилось. Стал появляться результат. В 2004 году мы отправились на международные соревнования. Естественно первый раз не получилось выиграть. Но впереди был Чемпионат мира. Сейчас у нас хороший уровень.

Вы состоите в сборной России?

Вообще есть единая спортивная классификация: массовый спорт и спорт высших достижений. Во второй входят не игровые виды. К этим неигровым видам как раз относится судомодельный спорт. Есть Федерация судомодельного спорта, которая находится в Москве. По результатам местных соревнований формируется состав сборной, в которую я вхожу. Кроме того, проводятся клубные соревнования, которые приглашают всех желающих. Раз в год я стараюсь выезжать на такие турниры. Я был, например, в Польше, Чехии и Германии. Обычно мы ездим на чемпионаты за свой счет.

А самарские соревнования?

В Самаре проводятся соревнования в основном для юношей до 18 лет. Бывают они не регулярно. Примерно раз в пять лет. Это связано с тем, что организовать соревнования достаточно трудно, нужны средства для обеспечения уровня. Желательна постоянная база, где люди тренируются. Например, у нас нет своей базы, расположенной на озере.

Есть у нас в городе пригодные водоемы?

Постоянно соревнования проходят на озере в парке Металлургов. Два раза проводились на Воронежских озерах. Это было еще при Георгии Лиманском, который почистил озера. Именно на среднем озере, где люди обычно загорают, мы провели свои гонки. Мы охотно ездим на озера по области.

То есть в городе условия только для детей?

В Самаре остались кружки детского творчества. Но остались и спортсмены взрослые в возрасте до 60-70-ти лет.

Есть модель, которой вы особенно годитесь?

Это интересный вопрос. В спорте количество кругов является результатом . Когда идет постоянное развитие спорта, самая лучшая модель не на полке, она постоянно в руках. Если перестать заниматься спортом, то можно поставить модель на полку и любоваться на нее.

Ваше увлечение и есть работа?

Этим не прокормишь себя и семью. У меня есть основное занятие. Я работаю со второго курса института. По профессии я инженер радио-техник. Закончил аэрокосмический университет. Сейчас работаю в компании, которая занимается производством и изготовлением электрических велосипедов.

Стоп. У нас в Самаре есть электро-велосипеды?

У нас самая крупная и развитая в России компания, которая занимается велосипедами. Аналогов нашим велосипедам мы не нашли. Недавно мы были на выставке в Шанхае, но подобного не нашли. На наших велосипедах стоит электрический привод. Представьте мопед, который ездит без звука и весит 20 кг, но ездит намного быстрее мопеда. Может быть, вы просто не заметили электрические велосипеды, потому что они почти не отличаются от обычных.

Вернемся к нашим моделям. Сколько времени занимает увлечение?

Бывает, что я нахожусь в мастерской сутками. В студенческие годы бывало, на одну модель уходила неделя. Сейчас технологии позволяют делать еще быстрее. Вообще требуется от недели до месяца, смотря, что вы планируете собрать. В наших используются самые высокие достижения науки и техники.

Например?

Вы слышали про раму карбон? Выклейка корпуса идет из специальных композитов. Карбон, кевлар. Форма модели обязательно рисуется на компьютере. Она уже давно не вырезается вручную. Для питания используются литиево-полимерные аккумуляторы. Нужно знать, где их взять и каким образом их использовать. Используется двигатель, изготовленный наполовину в Китае, наполовину в России.

Какую скорость развивает модель?

Такая гоночная - 60-70 км/ч. Бывают еще быстрее. При такой же мощности они развивают 200 кч/ч.

Максимальное расстояние управления?

Это практически не ограничивается. Дело в том, что время гонки составляет 6 минут. Именно на это время рассчитана работа аккумулятора модели. Когда аккумуляторы сядут, то она остановится. Зачем нужен запас? Это лишний вес. Все детали сделаны так, чтобы получить лучший результат. Вес модели около одного килограмма.

Модели делаются большими?

Из соображений безопасности они сохраняются маленькими. При проведении соревнований даже с такими моделями делаются специальные ограждения, чтобы никто не пострадал.

На них можно устанавливать камеру?

Конечно, можно. Это очень весело. Мы даже снимали гонки изнутри. Сейчас есть такие системы управления, когда надеваешь специальные стерео-очки и управляешь моделью.

Ими можно пользоваться на пляже?

Нет. Не желательно. Вся ответственность ложиться на владельца. Даже во время соревнований можно получить травму. Требования безопасности есть, но они не всегда соблюдаются. Были случаи с летальным исходом. Например, модель весом 4-5 кг врезалась в лодку и пробила ее насквозь. Однажды она по веслу въехала в голову человеку, который греб. Бывает, но редко. Поэтому за малейшее касание шлюпки спортсмена дисквалифицируют. За проезд вблизи шлюпки можно получить штраф.

Где брать ресурсы для сборки?

Сейчас без Интернета никуда . Нужно знать много технологий. Многие материалы находятся на наших военных заводах. Например, в Воронеже производится кевлар. Часть эпоксидных смол продается за рубежом.

Если человек научился делать модели, он может собрать настоящую лодку?

Да, это смежные области. Мой друг Дима, которого вы сейчас видели, начинал собирать модели вместе со мной в школе, а теперь строит настоящие катера. Между прочим, он окончил радио-технический факультет как и я. Ему это нравится.

Вы знакомы с историей судомодельного дела?

Моим руководителем является один из первых судомоделистов нашей области Константин Николаевич Перебайлов . Он многое рассказывает. В 60-е годы он стал чемпионом мира в Болгарии. У нас даже сохранились раритетные модели, которым около 30-40 лет. Они были сделаны с использованием самого легкого дерева – бальзы.

На соревнованиях были забавные случаи?

Когда идет гонка, человек не может остановиться. Это приводит к потере моделей. Они тонут по разным причинам, из-за столкновения или оплошностей при сборке. Но бывает, что их находят через несколько лет. Примерно лет 6 назад моя модель затонула в Днепропетровске. Через два года мы вернулись туда. Пока искали модель, которую утопил друг, нашли эту. Я гордился ей на тот момент. Из всего, что я видел, она была самой лучшей. Но теперь она старенькая. Поэтому лежит на полочке.