Как в Самаре делают каяки: Все секреты создания лодок вручную и интересные факты

Чтобы заниматься водным спортом не обязательно ехать в другую страну или соседние города. В Самаре набирают популярность небольшие лодки, придуманные много лет назад эскимосами. Корреспондент узнал, где в нашем городе строят каяки, и побывал в цехе самарской фирмы КБ "СамБот" на улице Набережная реки Самары, откуда они попадают в руки будущих владельцев.

Каяк — тип гребной традиционной лодки народов Арктики. Название его происходит из эскимосских языков. Эскимосский каяк – это узкая длинная лодка с каркасом из костей и оболочкой из шкур животных, предназначенная для морской охоты на пушного зверя.

Современные каяки – делаются из полиэтилена или из различных композитных материалов: стеклопластиков или углепластиков (кевлар-карбон). Разновидности: есть каяки для спортивной гребли по гладкой воде и специальные океанские спортивные лодки, есть морские каяки для походов по большим водным пространствам, есть каяки для сплава по бурной воде, каяки для исполнения различных трюков (фристайла), рыболовные каяки, слаломные каяки, универсальные каяки и даже каяки для игры с мячом.

Самарское предприятие «Кб СамБот» выпускает каяки 3 видов: морской одиночный каяк «Кортик», универсальный одиночный каяк «Иргиз» и экспедиционный каяк-двойка «Аделаида». Для удобства хранения и перевозки каяки могут быть частично разборные (секционные).

Шаг первый – сделать шаблон

Мастер-модель или шаблон - это физическая модель - макет будущего каяка. Современные шаблоны делаются из плотных древесно-волокнистых плит (МДФ), которые склеиваются, обрабатываются на координатно-расточном станке с ЧПУ и затем проходят стадию окончательной доводки. Физическая модель нужна для того, чтобы с ее помощью изготовить матрицы, в которых затем будут выклеивать нижнюю и верхнюю половинки каяка.

Матрица

Матрица – это форма, изготавливаемая из слоев стеклоткани пропитанных эпоксидной смолой и покрытая матричным гелем изнутри. Для нижней (днище) и верхней (дека) частей каяка делают отдельные матрицы. Матрица заключается в металлический каркас, чтобы придать ей жесткость.

Каяки не красят

Каяк по желанию заказчика может быть практически любого цвета. Чтобы получить нужный цвет, используют гелькоуты.

Гелькоут – это специальный гелеобразный состав на основе смолы с добавлением красителя-пигмента, он формирует внешнее декоративно-защитное покрытие композитных изделий.

Такое покрытие не только делает каяк красивым и блестящим, но и защищает его композитный корпус от царапин. Поскольку это внешний слой – то в матрицу он закладывается первым.

Каяки делают из стеклоткани с эпоксидной или полиэфирной смолой

Вслед за гелькоутом в матрицу закладывают промежуточный слой (чаще всего тонкий стекломат), а затем – основной слой, который обеспечивает прочность и жесткость корпуса каяка. В случае изготавливаемых КБ Самбот каяков - этот слой состоит из слоев стеклоткани, которые пропитывают эпоксидной смолой.

Помимо традиционной технологии, когда слои стеклоткани пропитывают смолой после закладки в матрицу – используется и альтернативная – когда сначала стеклоткань пропитывают смолой. Применяют специальные смолы, например, с ультрафиолетовым отверждением. В этом случае после закладки препрега в матицу его облучают специальными ультрафиолетовыми лампами.

После того, как верхняя и нижняя половинки каяка выклеены, их вынимают из матриц и склеивают с помощью специального стыкового элемента.

На создание обычного каяка уходит примерно неделя. Разборный на секции каяк делают примерно в два раза дольше.

Как соединяют части секционного каяка?

Разборные на части (секции) каяки удобно хранить и перевозить, но они требуют больше времени для подготовки перед выходом на воду, т.к. секции каяка нужно в этом случае соединить в единое целое. Для этого сначала секции стыкуют между собой с помощью специальных выпуклых стыковых элементов одной секции, которые заходят в пазы на другой секции, обеспечивая центровку. Для окончательного прочного соединения секции они скрепляются болтами.

Полезные функции

Кроме сиденья со спинкой, ножных и бедренных упоров, каяки в ходе последнего этапа их сборки оснащаются лючками гермоотсеков с уплотнителем, препятствующим попаданию внутрь воды. Также на них устанавливаются специальные микро-гермоотсеки, в которых можно положить необходимые в быстром доступе важные вещи, боящиеся воды: очки, телефон, рация, запасная одежда (такие веще лучше предварительно заворачивать в пакет).

Кроме того, сверху на корпус каяка устанавливают багажные жгуты, под которыми можно удобно расположить воду и еду для быстрого перекуса на ходу, а также помпу для откачки воды и запасное весло.

С помощью бедренных упоров можно сделать эскимосский переворот, возвратив перевернувшийся каяк в исходное положение.

Есть одна существенная особенность строительства каяков: очень важно, сколько он будет весить. Чем длиннее каяк, тем больше весит. Также влияет тип материала. Экспедиционный одиночный 5.5м морской каяк из полиэтилена может весить около 30-31 кг, а композитный - 23-24 кг. На вес каяка влияет цвет: белый каяк несколько легче, чем цветной – из-за большего веса слоя цветного гелькоута.

Все лодки взвешивают в цехе.

Напомним, что не так давно Progorodsamara взял интервью у самарского каякера Романа Акимова.