Органный мастер: Музыкантов много, а я практически один в Самаре

В 2001 году в самарской филармонии был установлен орган. Важнейшим параметром этого инструмента считаются красота тембров и их количество. У самарского органа их 52, это позволяет ему занимать одно из достойнейших мест в Европе среди подобных ему светских инструментов. Все эти годы хранителем органа является Юрий Савельев.

ProGorodSamara.ru пообщался с мастером и узнал, как орган попал в наш город, сколько времени уходит на его настройку и почему филармония — это не самое подходящее место для «короля инструментов».

Как давно вы работаете в филармонии?

Я пришел сюда, когда мне было 18 лет, а, к слову, в феврале мне уже 68 лет исполнится. Дольше меня тут никто не работает. Начинал настройщиком рояля, потом филармонию закрыли на реставрацию. Больше 10 лет ее не было. В это время все инструменты были размещены по Дворцам культуры. Меня вызывали, я ехал настраивать. Это было не основное мое место работы, я преподавал в музыкальном училище. Когда филармонию восстановили, я вновь вернулся.

Настройщик музыкальных инструментов - очень специфическая профессия, как вы в нее попали?

Мой отец хотел, чтобы я был строителем, но жизнь сложилась иначе. В 16 лет я стал учеником фортепианного мастера. После 8 класса я ушел из школы и начал работать по этой специальности.

Какими качествами должен обладать настройщик?

Музыкальный слух — это основа, но работа мастера-реставратора требует много разных навыков и умений. Надо быть столяром, электриком, мастером на все руки. Здесь очень много различной работы, во всем нужно разбираться. Вот, к примеру, пришел к нам пульт к органу, мы включаем его, а он не работает. Мы вот сидели с инженером и пытались понять: в чем проблема. В нем 104 контакта, никакой специальной инструкции не было. В итоге все проводки перепаяли в зеркальной последовательности и все заработало. Для чего он нужен? Я таким образом настраиваю орган, когда нет помощника. Очень важно также умение идти на контакт с исполнителем, понимать, что он хочет.

Как часто вы настраиваете орган?

Обычно это делается перед каждым концертом, но в этом случае речь идет о настройке лишь некоторых регистров. Органист во время репетиции отмечает, что именно нужно поправить. Чтобы полностью настроить весь орган двум специалистам понадобится около недели.

А почему он расстраивается?

Представьте, как работает баян: в мех попадает воздух, давление направляет его и инструмент воспроизводит звуки. Тут похожий принцип. В трубы поступает воздух и они воспроизводят звуки. Раньше за органом стояли двое мужчин, которые подавали воздух в орган. У современных же есть электродвигатели, которые наполняют орган воздухом. Когда воздух идет он проходит через деревянные трубы со специальными колпачками. От вибрации они сползают вверх или вниз, поэтому их необходимо поправлять, то есть настраивать.

Честно сказать, для органа тут не очень хорошие условия. Очень плохо действует на инструмент пыль, она появляется, когда орган занавешивают ради выступления других артистов. Второй фактор — перемена влажности и температуры. К тому же, тут проводятся поп-концерты, музыка играет слишком громко, от этого вибрации, которые расстраивают орган. Хорошее место для органа — это костел. Хотя нельзя не признать, что после установки органа в зале филармонии улучшилась акустика, можно сказать что он по своим характеристикам приблизился к акустике настоящих концертных залов.

Как орган попал в Самару?

Его привезли из Германии. Весили все его детали около 17 тонн. Собирал его я вместе с немцами около 9 месяцев. За это время сменилось три группы специалистов. В Германии, чтобы стать настоящим органным мастером, нужно 8 лет учиться, у нас не так строго. Достаточно было 9 месяцев провести со специалистами, которые приезжали в Самару.

Я полностью знаком со внутренним устройством самарского органа, знаю, как собираются, устанавливаются все трубочки. Мастер органа - очень сложная, специфическая и редкая специальность. На протяжении последних 20 лет я постоянно посещаю семинары органных и фортепианных мастеров. Я не стесняюсь учиться до сих пор каждый раз узнаю что-то новое.

А кто-то еще в Самаре может настроить орган?

Есть люди, которых я готовлю и передаю свои знания. У меня есть напарник Александр Соколов, которому 43 года, он сейчас помогает мне настраивать инструменты. В филармонии 3 уникальных рояля Steinway – не каждая филармония может себе это позволить, а орган вообще бесценен, поэтому они требуют серьезного отношения и отличных специалистов. Понимаете, музыкантов в Самаре много, а я практически один.

Я слышала, что есть такие артисты, которые с собой привозят настройщиков...

За все время работы только единственный человек привозил с собой настройщика. Это Гилельс в 1967-68гг. Но в то время это была необходимость, так как у нас были серьезные проблемы с мастерами.

Можно сказать, что настройщик органа — это престижная и высокооплачиваемая работа, если учесть, что в Самаре вы практически единственный специалист?

Я бы сказал, что это, скорее, интересная и эксклюзивная специальность.

Фоторепортаж с закулисья самарской филармонии смотрите тут.