Как легендарный штурмовик Ил-2 «приземлился» на кольце Московское-Кирова

Уже к концу этой недели с кольца Московского шоссе и проспекта Кирова уберут памятник легендарному самолету Ил-2. Горожанам и гостям города предстоит на целых два года распрощаться со штурмовиком, ставшим одним из символов города. Самолет отправят на консервацию на Авиационный завод, где заодно отреставрируют. Но когда и как именно Ил-2 попал на кольцо? Почему именно этот самолет? Какова судьба других Ил-2? Для этого нужно вернуться далеко-далеко назад во времени...

Великая Отечественная война

Штурмовик разработан под руководством Сергея Ильюшина, производство началось в феврале 1941 года, еще до начала войны. Впоследствии Ил-2 применялся как против нацистов в Европе, так и против японцев. Это был самый массовый боевой самолет в истории — всего было выпущено 36 тысяч машин. Сами конструкторы называли его «летающим танком», а вот в вермахте - «черной смертью». Первые серийные самолеты производили в Воронеже, потом на авиационных заводах №1 и №18 в Куйбышеве, причем в нашем городе выпустили около 76% всех машин.


Самолет сыграл важную роль в победе СССР, так как это был хорошо бронированный, хотя и не очень маневренный штурмовик. Ил-2 использовали для уничтожения танков противника, но он мог вести и воздушный бой. При этом он хорошо выдерживал попадания — повреждения на самолете регистрировались в 50% случаев, после чего машины «латали» и отправляли обратно в бой.

- Я думаю, что на то время это был единственный самолёт, который удачно сочетал в себе огневую мощь, неплохую манёвренность и броневую защиту… Конечно, 20-миллиметровый снаряд броня не держала, но на рикошет уходило очень много попаданий… Кроме того, бронекорпус и не полностью убирающиеся колёса позволяли сажать машину на живот. При этом, естественно, масляный радиатор сносило, но такие повреждения возможно было исправить в полевых условиях. Единственный недостаток, который я могу выделить, — низкая эксплуатационная технологичность, - механик, воздушный стрелок Виталий Усов.

Воевали на самолете так: либо пикировали с малых высот (400-1000 метров), либо уничтожали танки во время бреющего полета на высоте 15-50 метров. При этом штурмовик был недоступен для зенитного огня, а от стрелкового оружия был хорошо бронирован. На самолете можно было вести и воздушный бой, когда закончатся все бомбы. Применяли советские летчики еще одну интересную тактику. Ил-2 был схож с немецким бомбардировщиком Ju 87, поэтому пилот Красной армии выпускал шасси, пристраивался в строй самолетов вермахта, а затем разносил их в щепки.

Звено Ил-2 в небе над Берлином

Ил-2 в Куйбышеве и в Самаре

Вклад самолета в Победу трудно переоценить, а поэтому в 1970-ых года на Авиационном заводе №18 (Авиакор) надумали поставить памятник Ил-2. И тут рабочие столкнулись с неожиданной проблемой — они просто не могли найти самолет! На заводе не оказалось ни одного экземпляра, а с вооружения он был снят давным давно. Но выход был найден — решили искать более или менее целую машину среди сбитых нацистами экземпляров. Нашли несколько штурмовиков, но они не подошли — они были повреждены так сильно, что восстановить их возможности не было...

В конце концов еще один сбитый самолет нашли осенью 1970 года в болотах Мурманской области. По номеру выяснилось, что боевую машину с пилотом Котляевым и стрелком Мухиным подбили в марте 1943 года. Штурмовик привезли в Куйбышев, где ветераны завода восстановили его по чертежам и старой памяти. После машину поставили на проходной завода.

Однако, руководство города решило, что на Авикоре самолет «зажали» несправедливо, ведь над ним трудились коллективы других предприятий и большинство жителей Куйбышева. Было принято решение, и главный архитектор Алексей Моргун стал разрабатывать проект переноса самолета.

Ил-2 у проходной завода "Авиакор"

Быстро выбрали новое место — знакомое горожанам пересечение проспекта Кирова и Московского шоссе. Правда, первоначально предполагалось, что Ил-2 поставят носом на Запад (вдоль проспекта Кирова), это символизировало бы принцип «С Безымянки — на фронт», однако вовремя обнаружили что под Московским шоссе проходит правительственная линия связи (вот у кого нужно учиться проектировщикам кольца на Луначарского). Поэтому самолет развернули на 90 градусов, как он и простоял до 2009 года.

К 65-летию Победы боевой машине потребовалась реставрация. Это уже событие нашей эпохи — 28 сентября 2009 года самолет демонтировали и отправили на Авиационный завод, но уже 12 ноября того же года вернули обратно. А весной 2010 года, к Юбилею Победы, на памятнике установили подсветку. Именно в этом виде он сейчас и стоит на кольце...

Демонтаж самолета. Фото: ВолгоПродМонтаж

Интересные факты:

Самолет известен как место "паломничества" молодоженов, наряду с площадью Славы - редкая свадьба обходится без фотографирование новоиспеченной ячейки общества на фоне постамента. Что интересно, делать снимки со свадеб на фоне памятника придумали еще время открытия - по свидетельству экскурсовода музея авиации и космонавтики СГАУ Александра Ямщикова, который лично присутствовал на церемонии открытия, на той же церемонии были три брачующиеся пары. Они первыми возложили цветы к самолету. И понеслась... Еще интереснее, что председатель совета министров СССР Алексей Косыгин вручил этим трем парам по большой белой коробке. Что в них было - неизвестно.

Памятник штурмовику Ил-2 в Самаре — не единственный в России. Также самолеты есть в Новороссийске, Воронеже, Дубне в Московской области, поселке Лебяжье Ленинградской области, городе Истра и музее военной технике в городе Пышме.

Памятник штурмовику в Новороссийске

В мире остался единственный летающий самолет Ил-2 — 27 сентября 2011 года он поднялся в воздух после реставрации компанией «Авиареставрация». Машина пролетела в небе над Самарой во время Парада Памяти 7 ноября 2011 года. В 2012 году самолет отправили в США к частному коллекционеру, который и заказал восстановление боевой машины.

В далеком 2001 году в России был выпущен не менее легендарный симулятор «Ил-2 Штурмовик», посвященный боевым действиям в ходе Великой Отечественной войны. Признан игровыми изданиями чуть ли не лучшим симулятором и имеет бесчисленное число продолжений. К сожалению, приобщиться к истории так просто не получится — даже в 2001 году симулятор считался игрой далеко не для всех, что уж говорить о нашей эпохе «нажми X, чтобы победить».

Кадр из симулятора "Ил-2 Штурмовик"...

Ил-2 также присутствует в новых онлайновых играх «War Thunder» и «World of Warplanes», где можно полетать, даже если вы не знаете, что такое «ранверсман» или «момент тангажа крыла».

...и "World of Warplanes". За тринадцать лет графика шагнула далеко вперед