Чем занимаются депутаты районных советов, зачем они нужны и как их найти?

В сентябре 2015 года прошли выборы депутатов районных советов, о которых рассказывали все СМИ. По телевизору и со страниц газет нам говорили, что прийти на выборы очень важно, что реформа эта навсегда изменит нашу жизнь. Прошло время и тему эту как-то забыли... Так стала ли власть реально ближе к народу и чем же занимается депутат районного совета?

Чтобы выяснить эти и другие вопросы, журналист портала ProGorodSamara.ru встретился с депутатом совета Самарского района, членом партии «Единая Россия» Аркадием Лазаревым. К слову, Аркадий уже достаточно известен в нашем городе как председатель движения «Дорога63», члены которого активно борются за права автолюбителей и самарские дороги. Интервью постепенно переросло в жаркую дискуссию и даже громкие словесные баталии!

- Как и почему вы решили пойти в депутаты?

- У меня достаточно широкий опыт общественной деятельности с организацией «Дорога63», которая и сейчас действует в Самаре. Мы помогаем решать проблемы с дорогами и не только. Я решил, что темп нужно наращивать и это будет естественным продолжением общественной деятельности. Теперь я могу помогать людям как народный избранник, официально так сказать, а не только как общественный деятель.

- До этого были знакомы с деятельностью депутата?

- В рамках общественного взаимодействия, конечно, познакомился с несколькими депутатами, в том числе с депутатами Государственной Думы. Так что представление имел, то так скажем больше что называется «по-касательной», а не изнутри. Во время избирательной кампании и сейчас, спустя несколько месяцев работы, стало понятно, что все проблемы сразу решить нельзя, но нужно пробовать.

- Так что все-таки такое «депутат райсовета»?

- Депутат — это защитник интересов жителей, которые его избрали. Но нужно понимать, что депутат хоть и является защитником интересов народа, он, конечно, может лично взять лопату, грабли или еще что и лично что-то отремонтировать или там спилить аварийный деревья. Но это не его основная работа. Зато он должен быть хорошо осведомлен о проблемах, может брать их под депутатский контроль. Самое главное, что каждый житель знает своего депутата лично, потому что их стало больше. Раньше был один депутат на один район, он просто физически не успевал пообщаться с избирателями. Теперь же приемы у нас проходят ежедневно и в общественной приемной «Единой России», и в общественной приемной депутатов. Любой житель может прийти в любой день.

- Т.е получается, что депутаты стали ближе к народу?

- Можно сказать, что они уже стучатся в каждую дверь! Причем почти в самом прямом смысле, потому что во время избирательной кампании мы буквально посетили каждый двор и у всех активных жителей была возможность познакомиться с депутатами, да и сейчас жители по-прежнему звонят, по-прежнему мы ходим по проблемным адресам.

- Что удалось выяснить? Какие проблемы в Самарском районе?

- Наш район, так сказать, старший брат Самары, 80% домов памятники архитектуры, каждый дом со своей душой, историей. К сожалению, дома находятся не в лучшем состоянии, поэтому в основном жалуются на коммунальные проблемы. Нездоровится, так сказать, нашему району. Но мы ему здоровье поправим.

- Все таки вернемся к нашей теме — с экранов телевизоров мы слышим, что после реформы местного самоуправления власть стала ближе к народу...

- Начать надо с того, зачем вообще создавалось местное самоуправление, еще в царской России. А создавалась она для того, чтобы как можно больше проблем люди решали сами. Сейчас действует тот же принцип — если у тебя грязный подъезд, то, по большому счету, это ты виноват в том, что у тебя грязный подъезд. Ты не позвонил в управляющую компанию, не предпринял усилий. Депутаты здесь выступают как вдохновители, именно поэтому мы ищем активных жителей, готовых защищать свои права и интересы. Депутаты не могут сами решить все проблемы, мы можем это сделать только вместе с жителями. Инициатива, прежде всего, должна исходить от жителей, а депутат тут выступает как локомотив — если проблема не решается, то он ставит ее на контроль и «вытаскивает» ее.

- Я правильно понимаю, что если у меня что-то случилось, то я должен сначала не звонить своему депутату райсовета, а компетентные органы?

- Да, есть управляющая компания, есть те, с кем заключены договора...

- Я понял, но ведь очень часто люди просто не знают, куда обращаться и с какими вопросами...

- Управляющие компании должны вывешивать информационные доски, есть также Интернет....

- Но для кого-то он недоступен. Смотрите, простой житель, который видит что у него на дороге яма не знает, куда позвонить...

- В каждой квитанции указаны все контактные данные, куда и кому житель платит деньги...

- Но вот дороги городского значения не относятся к управляющей компании, например, правильно?

- Не относятся. Есть обслуживающие организации, есть департамент благоустройства, есть подрядчики администрации. Дороги есть разных категорий.

- Вот про что я и говорю, ведь у нас 90% населения не знает, кто за что отвечает. Отсюда и мой вопрос — есть ли задача у депутата объяснить, куда позвонить в каком конкретном случае?

- Конечно! Вот буквально недавно был звонок — снимают дом люди у одного филателиста, у них прорвало канализационную трубу. Ну, т.е дом этот взял в аренду у администрации и сдает в субаренду. Вот съемщики этих помещений звонят и задают вопрос, трубу у нас прорвало, а человек, сдающий помещение в аренду, делает вид, что ничего не было. Я тогда и говорю — но ведь дом обслуживает управляющая компания, вы туда обращались? Если там не помогают, то нужно уже идти в администрацию района. Вот если и там не будут помогать, то уже может вмешаться депутат, хотя полномочий у нас не очень много...

- Вот, кстати, важный вопрос — какие механизмы воздействия у вас есть на администрацию, управляющую компанию и всех остальных чиновников?

- По большому счету — мало, их практически нет. Например, управляющая компания может быть муниципальной. И если она плохо выполняет свои обязанности, то на заседании райсовета при принятии бюджета этой муниципальной компании депутаты скажут: «Ребята, вы плохо выполняете свои обязанности, мы вам сократим финансирование». Или наоборот, муниципальная компания объяснит, на что нужны деньги и решением Совета будет увеличена сумма выделяемых средств. С коммерческими управляющими компаниями сложнее. Тут помогает мой опыт общественной деятельности. Ситуации бывают разные, жильцы могут вообще решить сменить управляющую компанию или подать на нее иск.. А вот как это сделать, они как раз и не знают. Вот тут и выходят депутаты — мы может помочь организовать собрание жильцов для смены компании или помочь составить грамотно иск. Еще раз подчеркиваю, что это делают сами жильцы, а депутаты выступают некими идеологами. Сами жильцы должны проявить инициативу! Так у нас сейчас во всем, ЖКХ носит заявительный характер — пока ты не пришел и не пожаловался, никто ничего делать не будет. Или, например, есть много госпрограмм, на которые нужно подавать заявки, яркий пример - «Двор, в котором мы живем». Если мы не организуем жильцов, они сами вряд ли выйдут на сход, соберут документы и примут решение.

- Получается, что депутат больше выступает эдаким идеологом и организатором?

- В том числе, а где-то и локомотивом. Вот приходят к нам жители и говорят — у нас крышу некачественно сделали, мы куда уже не обращались, куда не писали, а все равно не выделяют финансирование. Тут и вступают депутаты, но, заметьте, мы не просто что-то требуем от себя, а от имени жильцов, прикладываем именно их заявления и обращения.

- Хорошо, с ролью более или менее разобрались. Теперь такой вопрос — как найти своего депутата? Чтобы он вдохновил, так сказать...

- К сожалению, каналов оповещения действительно не так много. У нас в районе сложились хорошие отношения с администрацией, при ней есть общественная приемная. Там висят списки, в том числе по округам. По крайней мере в Самарском районе есть вся информация, и я не думаю, что в другом откажут в помощи в поисках депутата, если туда прийти.

- Просто не хочется, чтобы получалось так, что во время выборов все депутаты на экране, а потом раз и испарились куда-то после выборов... Согласитесь, такое бывает.

- У нас такого не бывает, я никуда не испаряюсь, да и все депутаты нашего района ходит по своему округу и выходят на связь с жителями, приемы ведутся ежедневно, как я уже говорил. Есть также приемные партии ЕР, тут тоже вся информация доступна, есть сайт городской думы, где также есть списки. В общем, кто ищет, тот найдет.

- Часто бывает, что наиболее активная часть населения, готовая идти за что-то бороться, Интернетом пользоваться не умеет, я о пенсионерах говорю, конечно...

- Ну, не всегда активны только они...

- В том числе они, я говорю, как ведущий рубрики СМС-жалобы, мне часто звонят и говорят, вот у нас дорога разбита, что делать... Я что могу сделать? Максимум — написать об этом в газету и подсказать телефон какой-нибудь горячей линии...

- Мы провели активную работы — выявили активных людей, работали с каждым старшим по подъезду, раздали телефоны.. Под лежачей камень вода не течет, а о проблемах многоквартирных домов можно и не знать, они не прозрачные, а депутат — не экстрасенс. Нужно самому проявлять активность! Те, кто больше всего не доволен, как правило меньше всего и делают. Сейчас общественный контроль приходит во многие структуры, в том числе и даже в самые закрытые. А у нас получается так - кто больше всех ругает власть, тот меньше всех к власти и обращается. Есть один дом на Молодогвардейской, там жители очень активные, они голосовали все, кто прийти не смог, попросили урны домой принести. Так вот они под каждой проблемой подписываются всем домом, пишут во все инстанции сразу. И ведь это дает результаты, их дом и двор попадают под целевые программы, на них обращают внимание! Но если бы они сидели дома и не высовывали носа из своего закутка, то кто бы знал о трещинах в доме или о ресторане, трубы которого выходят прямо под окна и жители вынуждены целыми днями нюхать запах чесночных гренок и пива?

- А с чем в основном приходят люди на приемы? Можно такой дайджест проблем?

- С дорогами в Самарском районе приходят мало – в основном внутри дворов, просят заделать вскрытия, много жалуются на проблемы ЖКХ — сети, крыши, ремонт и так далее. Конечно, самая большая проблема района, как самого старого — это ветхое и аварийное жильё.

- Расскажите, как все таки будет происходить распределение бюджета, этот момент мне не очень понятен.

- Смотрите, раньше у нас был городской бюджет, он утвержден думой предыдущего созыва в августе 2015 года. Теперь прибавился еще бюджет районов. Естественно, в уставе бюджеты четко разделены — общегородские проблемы решает гордума, но часть бюджета распределяют сами районные депутаты. В основном, конечно, деньги будут распределяться по проблемам ЖКХ.

- Информации, конечно, очень много... Как вы думаете, можно уже делать какие-то выводы об эффективности системы?

- Пока рано... Все только начинается, как говорится, реформа местного самоуправления завершилась, но сейчас пошел главный этап — ее реализация. Он может идти годами, причем изменения могут быть самыми кардинальными. Районам могут дать еще больше полномочий, например, регулирование налоговой ставки на недвижимость и землю. Конечно, вряд ли это все произойдет сразу, но нас ждут большие перемены.