Самарец, ездивший на Каннский кинофестиваль, снимает в Питере черную комедию о похудении

В последние годы все чаще можно встретить новости о самарском кинематографе. Этот вид искусства в нашем городе набирает обороты, а информация об очередных съемках появляется практически каждый месяц. Вот и недавно режиссер Егор Чичканов из Самары, ныне проживающий в Санкт-Петербурге, объявил о своем новом проекте — черной абсурдной комедии о похудении под названием «Не в форме». ProGorodSamara.ru узнал у Егора, который, к слову, представлял одну из своих работ на знаменитом Каннском кинофестивале, почему для съемок фильма ему так необходима поддержка людей. Естественно, что о поездке в Канны и многом другом интересном мы тоже поспрашивали.

Егор Чичканов:

- Как давно занимаетесь кино, как увлеклись этим?

В начале 90-х кинотеатральный показ совсем погиб, поэтому максимум я смотрел то, что было по телевизору и потом в появившихся видеосалонах, различные «Звездные войны». Кино я увлекся с появлением у нас дома видеомагнитофона «Электроника». Это же ящик Пандоры был буквально. Мы с другом по итогу каждую неделю ездили на «книжку» менять кассеты, чтобы посмотреть самое новое и самое пиратское, это было открытием. Потом я в школе (Университет Наяновой) занимался постановками спектаклей своих и все бы ничего, но друг отвел меня в Ракурс, и совсем я в кино влюбился, и было без вариантов. Снимать сам начал в университете, где я учился на мультимедиа-режиссера. Сначала маленькие скетчи – видеоподкасты, за которые мы успели получить несколько наград, а потом уже и короткий метр.

- Как оказались в Санкт-Петербурге? Насколько там ситуация с кино отличается от той, что в Самаре?

Я поступил на мультимедиа-режиссуру – эта такая смесь всех экранных профессий, которая позволяет чувствовать себя уверенно на всех этапах производства от сценария до компьютерной обработки, что очень помогает, конечно. С кино в Петербурге значительно лучше. Оно здесь есть. Здесь есть Университет кино и телевидения, где я по окончании своего вуза преподавал рекламу. Здесь есть много проката техники, и снимаются почти все отечественные сериалы, которые идут днем по телевизору. Сейчас снова поднимают Ленфильм, на территории Ленобласти снимают несколько крупных российских проектов. Так что индустрия здесь есть. Не такая активная, как в Москве, конечно.

- Сколько у вас уже готовых фильмов - о чем, где можно посмотреть?

С 2004 года уже много всего появилось: участвовал и в фестивалях мобильного кино, фестивалях, где нужно было снять и смонтировать фильм за 48 часов, в фестивалях видеоарта и интернет-передачах. Поэтому работ более сотни на самом деле. Но официально у меня восемь короткометражек и несколько клипов. Они разных жанров и разного качества. От любительских комедийных скетчей до серьезных драм, детского и семейного кино. Некоторые фильмы сейчас есть в открытом доступе в Интернете, но половина из них все еще путешествует по фестивалям и оказывается гостем на различных показах, поэтому в сеть их выкладывать нельзя. Но у нас есть закрытый онлайн-кинозал, где все они представлены - http://wrongshape.ru/cinema/ Пароли доступа можно получить, поддержав наш новый фильм «Не в форме» (https://planeta.ru/campaigns/wrongshape)

- Расскажите о своем новом фильме, про что картина, почему именно такая тема выбрана?

Новый фильм называется «Не в форме». Это короткометражная черная абсурдная комедия о похудении. Главная героиня – молодая успешная, но полная девушка, которая получает приглашение на юбилейный вечер встреч выпускников школы. На фотографиях с выпускного она обнаруживает себя стройную в маленьком красном платье. Она решает, во что бы то ни стало вернуться в прежнюю форму. В итоге она становится жертвой в идиотской битве между индустрией похудения и современным культом еды. Тема безумно актуальна – все сошли с ума на почве здорового образа жизни и гедонизма одновременно. Все разговоры теперь не о погоде, а о диетах или еде. Так что не высказаться на эту тему невозможно. Но при этом мы выбрали очень интересный ракурс на это все. Должно получиться самобытно и неожиданно.

- За счет каких средств собираетесь снимать картину? Какой ее бюджет?

Общий бюджет картины около 450 тысяч рублей. У нас есть свои сбережения для того, чтобы начать съемки, но нам нужно минимум 250 тысяч, чтобы их закончить. Для этого мы организовали краудфандинговую кампанию по сбору средств – каждый будущий зритель может поддержать рублем наш будущий фильм. За это он не только сможет оказаться на премьере этого самого фильма, но и посмотреть закрытый контент, который мы делаем специально для всех, кто нас поддерживает – мы ведем видеоблог, где крайне подробно рассказываем, как идет процесс создания фильма. И у нас есть различные варианты участия – от съемок в эпизоде до необычного реквизита с площадки и подарочной коробки с приятными бонусами в виде сценария, плаката и саундтрека к фильму.

- На какую аудиторию будет рассчитан фильм?

Аудитория максимально широкая. Мы высказываемся на тему, которая многим интересна и близка. Кино будет хоть и самобытное, но понятное любому зрителю. Там будут знакомые герои и ситуации, только доведенные до абсурда.

- Возрастной цензор у картины какой?

Думаю не меньше 16+. У нас будут и сцены довольно провокационные и тема понятнее будет людям постарше.

- Как выбирали артистов, будет ли там кто-то известный?

Когда я писал сценарий, изначально предполагал, что в главной роли будет талантливая актриса Дарья Шевелько. У нее отличное чувство юмора и цепкий характер. То, что нужно для нашего фильма. Также с нами уже официально артист Егор Сесарев и будут еще! В фильме много смачных эпизодов, в которых предполагается участие известных актеров. И скажу по секрету - у нас будет отличный каст! Но раскрывать его я пока не могу. Мы будем это делать постепенно, как актеры будут подтверждать свое участие! Должно быть очень круто.

- Где будете проводить съемки?

Съемки будут в Петербурге. Возможна одна смена в Москве, но мы пока не уверены.

- Где можно будет посмотреть фильм?

Фильм можно будет посмотреть одним единственным образом – поддержав его финансово. Сначала будут премьеры в Петербурге, Москве и Самаре. Затем мы устраиваем закрытую онлайн-премьеру для тех, кто наше кино поддержал. А затем фильм как минимум год будет путешествовать по фестивалям и только затем появится в сети.

- Когда планируется его выход?

Планирую закончить его к новому году, если нас все поддержат и получится собрать нужную сумму. Потому что без участия зрителей у нас ничего не получится.

- Какой самый артхаусный фильм вы смотрели?

С этим термином сплошное замешательство. Его часто употребляют в обозначении «другого» кино, не зрительского, интеллектуального. На самом деле так в США в послевоенное время называли кинотеатры, в которых показывали американскую классику и зарубежные, чаще европейские, фильмы. По сути – неамериканское кино. Что такое артхаус в нашей стране – вообще не понятно. Получается, каждый сам волен определять для себя это. Очень обидно, что кино, при просмотре которого нужно думать относят в отдельный сегмент. По идее все фильмы должны апеллировать к сердцу и голове. Даже развлекательное кино должно нести мысль, как минимум.

Если говорить про самое сложное для восприятия кино, которое я видел, то скорее всего это просмотр фильма «Братство» режиссера Пепе Диокно (получившего Венецианского льва за свой дебют в 2009 году) на фестивале в Карловых Варах. Это полудокументальное кино про Манилу, столицу Филиппин, в котором нет главных героев, а лента построена как калейдоскоп минутных сценок из жизни жителей города, снятых подглядывающей любительской камерой. Это был интересный опыт. Такого я раньше не видел, это очень впечатлило. Но смотреть это было действительно сложно.

- Смотрели ли вы закрытый показ с Гордоном, хотели бы туда попасть?

Да, смотрел, когда она еще была в эфире, но часто фильмы, которые там демонстрируют, удается посмотреть в кинотеатрах или на фестивалях. Мне больше нравится дискуссионная часть. Попасть в подобную передачу далеко не предел моих мечтаний, но почему бы и нет. Единственное – там участвовал только полный метр, а я пока снимаю короткометражки. Если бы авторы таких передач обратили внимание и на них – было бы здорово.

- Как относитесь к массовому кино?

Я тут недавно в интервью на радио Маяк говорил, что кино чуть ли не самое демократичное искусство. У него нет вообще никаких границ – ни географических, ни временных, ни языковых. Если вы готовы воспринимать и хотите смотреть кино, то преград для вас нет. Также и не стоит делить кино на массовое и не массовое. Лучше делить на хорошее и плохое. Скучное и интересное. И так далее. Если выбирать по этому принципу, то очень малая часть того, что идет в репертуаре кинотеатров сегодня попадет в категории хорошего и интересного кино.

- Смотрели ли фильм «Филателист» Матвея Газетова, как оцените?

До вашего вопроса не знал этой пародии, посмотрел. «Артхаусное» кино очень удобная мишень для шуток. Но мне не нравится, как шутят в «Большой разнице». Мне по душе такая же по сути, но более жирная пародия из сериала Гриффины – это культовая короткометражка «Чечевица» (видео под ответом). В интернете можно найти даже настоящий фильм, который сделали студенты киношколы, пересняв на пленку покадрово эту шутку из мультсериала, но с реальными актерами.

- Как относитесь к фильмам Жоры Крыжовникова?

Мне кажется, любому здравому человеку искренне сложно любить такое кино. Но у нас были очень жаркие споры в свое время по поводу фильма «Горько». И уже за это я уважаю то, что делает Крыжовников. Это необычное кино и про него имеет смысл говорить. Никто сейчас более точно настроения масс не чувствует и не осмеливается так смело смотреть в эту бездну.

- Расскажите о своей поездке на Каннский фестиваль? С какой целью ездили, что там делали?

Все мои фильмы принимают участие в большом количестве фестивалей. Это цикл жизни короткометражного кино. Благодаря им у меня есть опыт общения с другими авторами, опыт соотношения моей работы с работами других, международный опыт работы с кино. Это все помогает с каждой новой работой расти и делать их все интереснее.

Моя короткометражка «Должностные обязанности» побывала в конкурсах больших фестивалей в Южной Корее, Италии, Колумбии и России. В конкурс Канн было не заявиться – премьерного статуса не было. Но фестиваль предлагает участие в Short Film Corner – уголке короткого метра. Если работа хорошая, то она оказывается в официальном каталоге, который раздается всем участникам фестиваля. Она демонстрируется в специальной библиотеке, к которой имеют доступ продюсеры со всего мира. И главное – участие в этой программе дает возможность бесплатной аккредитации. На Каннский фестиваль могут попасть только участники индустрии, обычных зрителей там нет. В итоге я круглыми сутками смотрел международные премьеры фильмов со всего света, участвовал в мастер-классах и рассказывал о своих работах. Это настоящий праздник кино, который заряжает на несколько лет вперед!

- С кем-то то из знаменитостей удалось пообщаться?

Главный кайф Канн в том, что ты можешь встретить известных продюсеров, актеров, режиссеров и кинокритиков в очереди за сэндвичем, на ночном показе или выходя из подсобных помещений. Так и случилось с Натали Портман, мы пересеклись буквально у туалетов у черного выхода. Поговорить, конечно, не удалось, но понимание того, что все эти мировые знаменитости на самом деле обычные люди, которые также приехали смотреть кино вместе с тобой – это очень вдохновляет.

- Какой российский фильм по вашему мнению самый стремный?

К сожалению, список, думаю, у любого будет достаточно длинный. И самое обидное, что он только пополняется. Из нового сложно что-то вспомнить, но там есть классика типа «Мантикоры», «Запрещенной реальности», «Лопухи» и т.д. Есть отличный обозреватель Badcomedian - у него исчерпывающая подборка.

- Что мечтаете снять?

Так получается, что я постепенно иду к своей цели – я всегда снимаю то, что мечтаю снять. Я задумываю кино и оно, пускай не сразу, но добирается до производства и становится пока маленьким, но фильмом.

Кто ваш любимый режиссер, на кого ровняетесь?

Тут всегда по-разному. В зависимости от того над чем я сейчас работаю у меня меняются приоритеты. Сейчас Финчер, Хичкок, Уэс Андерсон, Аронофски. С самого первого фильма люблю братьев Коэнов. Их дебют «Просто кровь» - первый фильм, который я посмотрел в Ракурсе и который полностью меня взорвал.

- Какого бы актера (актеров) - не важно русский или нет - хотели бы снять в своих фильмах и почему?

Я очень хочу поработать с Григорием Добрыгиным. Мне нравится все, что он делает и как мыслит. Тем более у меня есть роли в одной короткометражке для него.

Какие у вас планы на будущее?

- Самые главные планы сейчас - сделать наш фильм «Не в форме» таким, как он задуман. Это довольно сложно, потому что это необычное, очень красивое и технически сложное кино. Ничего подобного я раньше не делал, поэтому уверен, что зрители будут впечатлены и кино получится невероятно крутым!

Напоследок предлагаем вам посмотреть трейлеры готовых фильмов Егора Чичканова.