Синий «Форд» и хрупкая девушка: как в Самаре работает сервис доставки фермерских продуктов

Этот небольшой неприметный синий «Форд» 2 раза в неделю совершает большое путешествие по Самарской области. Сквозь несколько сотен километров и пару тройку районов он везёт в город фермерский хлеб, молочные продукты, фрукты, овощи и даже мясо. За рулём героического автомобиля хрупкая дама - Александра Сафронова, создательница проекта «Сад-Город».

Суть проекта — это доставка фермерской продукции из далёких деревень и маленьких производств в областную столицу. Александра встречается с фермерами, животноводами, пекарями и огородниками, закупает у них продукты, предварительно собрав заказы с «городских», и доставляет их в прямо до двери дома. А из города, в свою очередь, она переправляет в далёкие уголки области товары, которых просто не найти в деревенских магазинах и на районных рынках. Казалось бы, что может быт проще, но, как выяснилось, «подводных камней» в таком занятии почти так же много, как и количество товаров в машине у Александры.

- Идея родилась давно и зрела, постепенно оформляясь в осознанное предприятие. Мои родители живут в деревне, мы часто ездили в гости на выходные. И в какой-то момент я подумала, хватит ездить «пустыми», можно же привезти немного молока, масла и овощей на продажу, тем более, что были излишки. Дальше возили всё больше и больше и уже не только с одной деревни. Начали появляться знакомства с фермерами и как-то ситуация сама начала оформляться, нам оставалось её только поддерживать и развивать, - рассказала Александра.

Кто ваши поставщики?

- Поставщики самые разные. Перепелиные яйца из Похвистнево, мясо из Кинельского района, птица из Шигонского района, хлеб из села Сенькино, мёд из Оренбурга, крольчатина из Борского района, молочко из Сергиевского района. Со всеми производителями встречались и договаривались о поставках. У кого производство побольше, сам привозит в город, мы тут встречаемся и я у них закупаю, к другим приходится ездить. География, в общем, очень разнообразная.

Как искали всех этих производителей?

- Узнавала у продавцов, где они закупают, куда ездят. Также приезжала в деревни сама, иногда приходилось буквально стучаться в дома и договариваться. То есть, с каждым я общаюсь лично, работаю по каждому человеку.

Что расскажете о фермерах и общении с ними?

- Фермеры народ хороший, но общаться с ними сложно. Деревенские жители люди достаточно скрытные и на контакт идут неохотно. Они ещё не привыкли к новым услугам и сервисам. Приходится заглядывать буквально под каждый камень. Если мне не нравится, как содержатся животные, или продукты, с ними я не работаю, так же не работаю с теми у кого нет документов на животных и т.д.

Какие критерии отбора кандидатов?

- Естественно! Не со всеми удалось наладить работу. Важно, чтобы у фермеров были в порядке все документы. Для животноводов правила ещё более жёсткие. На каждое животное должен быть ветеринарный паспорт, все животные должны иметь все прививки. На молочную продукцию раз в 5 дней должны проходить проверки, подтверждается жирность, кислотность и множество других критериев. Все подтверждающие документы должны обязательно быть.

У кого же пользуются спросом фермерские продукты?

- Сервисом заинтересовались самые разные люди. Молочку, к примеру, заказывают молодые мамы с детьми, взрослые очень часто заказывают хлеб, мёд. Также, есть несколько кафе и ресторанов, которые закупают много овощей и фруктов, самых разных.

Какие сложности в вашей деятельности?

- Самое сложное - это логистический процесс. Нужно перед выездом построить всё так, чтобы потери времени оказались минимальными. Плюс просчитать все риски, потому что форс-мажорные обстоятельства случаются и корректировать график приходится по ходу движения. Если у кого-то не хватило молока на творог или сметану, например, нужно срочно искать другого человека и всё это в процессе пути.

Как менялся проект со временем?

– Вообще «Сад-Город» планировался как оффлайн-магазин. Благодаря обучению на программе "Ты - предприниматель" я смогла принять экономическую нецелесообразность такого шага. Второе важное изменение касается нашей группы. Изначально я не планировала знакомить клиентов с поставщиками. Как я проверяю условия содержания козочек, смотрю, как растут овощи и ягоды – все это должно было остаться за кадром. Но потом появилась идея показывать бэкстейдж – так у бизнеса появляется человеческое лицо. Сейчас любой клиент может узнать, кто и как производит продукты для его корзины. С тех пор, как мы стали продавать историю, мне стали больше доверять.

Дальнейшие планы?

- Сейчас мы разрабатываем 2 направления, расширения количества продуктов и способов реализации. Заказов поступает очень много, и мы планируем запуск полноценного меню где человек может выбрать комплект продуктов или собрать его сам, также планируем запуск травяных и ягодных смесей для чая собственной сборки. Второе направление это реализация. В планах либо открытие стационарного магазина, либо небольшого автофургона — магазин на колёсах.