Как возместить ущерб, причиненный автомобилю по вине коммунальных служб?

Совсем скоро начнется сход наледи с крыш. О том, как возместить возможный ущерб автомобилю, расскажут эксперты компании «Консультант Самара».

P.S: настоятельно рекомендуем быть внимательными не только к своему имуществу, но и здоровью.


Собственник здания или управляющая компания несут гражданскую ответственность за причинение вреда (п. 1 ст. 1064, п. 1 ст. 1068 ГК РФ).

Если на ваш автомобиль упал снег с крыши, наледь или сосулька, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.


Шаг 1. Оформите происшествие, зафиксируйте повреждения

После обнаружения повреждения автомобиля:

- не перемещайте автомобиль и не убирайте следы происшествия. В противном случае доказать факт причинения ущерба именно по вине коммунальных служб будет достаточно сложно. Сделайте фотографии повреждений и общего вида автомобиля под разными углами с привязкой к местности;

- вызовите сотрудников полиции по единому телефону 112. Вызывать ГИБДД не следует, так как причинение ущерба неподвижному автомобилю не является дорожно-транспортным происшествием;

- при наличии свидетелей запишите их Ф.И.О., адреса, номера телефонов.

После прибытия сотрудника полиции и составления протокола осмотра места происшествия внимательно прочитайте протокол и проверьте зафиксированные в нем данные (марка, номер автомобиля, ваши личные данные, адрес происшествия, перечень повреждений). При необходимости внесите в протокол свои замечания и только после этого подпишите протокол.

При оформлении заявления в отделе полиции:

- подробно опишите события;

- укажите на наличие фотографий и свидетелей, приложите фотографии к заявлению;

- потребуйте выдать вам копии всех составленных сотрудником полиции документов.


Шаг 2. Подготовьте документы, подтверждающие причинение ущерба вашему автомобилю и его размер

Получите в полиции постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (ст. 148 УПК РФ). Как правило, такое постановление выдается в течение трех - десяти дней.

Установите лицо, ответственное за причинение ущерба. Это может быть собственник здания или управляющая компания. Получить эти сведения можно в Росреестре в вашем регионе, направив соответствующий запрос.

Обратитесь в оценочную компанию и получите отчет об оценке причиненного ущерба. О дате и времени осмотра поврежденного автомобиля следует известить собственника здания (управляющую компанию). Это можно сделать телеграммой.


Шаг 3. Обратитесь к собственнику здания (управляющей компании или коммунальной службе) с претензией

В письменной претензии укажите обстоятельства происшествия, сумму ущерба и требование возместить ущерб добровольно. Приложите отчет об оценке и документы, полученные в полиции по факту проверки вашего заявления. Если вы получили отказ от добровольного возмещения ущерба, обратитесь в суд с исковым заявлением.

Следует отметить, что соблюдение досудебного претензионного порядка не является обязательным, поэтому вы вправе обратиться за защитой своих прав непосредственно в суд.


Шаг 4. Обратитесь с иском в суд

В исковом заявлении следует подробно указать обстоятельства происшествия, последовательно описать ваши действия (обращение в полицию, оценка ущерба и т.д.), указать сумму ущерба, сумму дополнительно понесенных вами расходов (стоимость услуг оценочной компании, стоимость услуг юриста), а также меры, принятые вами с целью досудебного урегулирования спора, и ваши требования (ст. ст. 131, 132 ГПК РФ).

Определитесь с основаниями исковых требований. Как следует из судебной практики, к данной ситуации может применяться законодательство о защите прав потребителей, если ответчиком является управляющая компания, с которой у вас заключен договор управления многоквартирным домом. В этом случае с ответчика может быть взыскана не только сумма причиненного ущерба, но и штраф за неудовлетворение требований в добровольном порядке (Определение Верховного Суда РФ от 25.07.2017 N 74-КГ17-10; п. 6 ст. 13 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).

Кроме того, по искам о защите прав потребителей истцы освобождаются от уплаты госпошлины, если сумма иска не превышает 1 млн руб. При цене иска более 1 млн руб. госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 333.36 НК РФ; п. 3 ст. 17 Закона N 2300-1).

Если истец при подаче иска не основывает свои требования на законодательстве о защите прав потребителей, то сумма госпошлины зависит от цены иска (размера ущерба) (пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).


Справка. Размеры госпошлины

Размер госпошлины при подаче искового заявления составляет при цене иска (пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ):

- до 20 000 руб. - 4% цены иска, но не менее 400 руб.;

- от 20 001 руб. до 100 000 руб. - 800 руб. плюс 3% суммы, превышающей 20 000 руб.;

- от 100 001 руб. до 200 000 руб. - 3 200 руб. плюс 2% суммы, превышающей 100 000 руб.;

- от 200 001 руб. до 1 000 000 руб. - 5 200 руб. плюс 1% суммы, превышающей 200 000 руб.;

- свыше 1 000 000 руб. - 13 200 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 1 000 000 руб., но не более 60 000 руб.


Иск подается по месту нахождения ответчика (собственника, управляющей компании) в районный суд, если сумма ущерба превышает 50 000 руб., либо мировому судье, если сумма ущерба менее 50 000 руб. Иск о защите прав потребителей может быть предъявлен также в суд по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или исполнения договора (ст. ст. 23, 24, ч. 7 ст. 29 ГПК РФ).

По результатам рассмотрения дела выносится решение, которое вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование (месяц), если оно не было обжаловано. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу в день рассмотрения судом этой жалобы (ст. ст. 209, 321, ч. 5 ст. 329 ГПК РФ).