ТРЕНД НА ВЕЧНОСТЬ
Самарский мастер Лена Тишь — о тату-индустрии и смыслах
«Ты со своими наколками себе работу не найдешь», «А ты подумала, как эти твои рисунки будут выглядеть в 50 лет», «Вот заразишься чем-нибудь через эти иглы»… Так говорили про татуировки лет двадцать назад. За это время многое изменилось. Люди с татуировками и работу находят, и рисунки прекрасно выглядят в 50 лет (передаю привет маме), а современные тату-салоны похожи на медицинские кабинеты с высоким уровнем барьерной защиты. А что еще изменилось? Как утвердилась современная концепция татуировки, объединяющая искусство, ремесло и глубокие смыслы для каждого клиента? И почему сегодня за татуировками приходят не только молодые люди, но и вполне взрослые, состоявшиеся личности?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы обратились к известному самарскому тату-мастеру Лене Тишь. У нее своя мастерская LENA TISH TATOO HOUSE практически в центре города, и в числе ее клиентов не только молодежь, но и вполне состоятельные бизнесмены, мамочки, люди в возрасте. Очень разные люди, с разными запросами и эскизами, но одним желанием.
Расскажи, как ты пришла в тату-индустрию?
С художественным образованием задача нарисовать брови не была сложной, но мне стало скучно — особенно, когда я видела, какое красивое делают мои коллеги по студии. Тогда я решила перепрофилироваться. С тех пор многое изменилось. Оборудование, стили и, конечно, место работы. Начинала я гостевым мастером, а теперь у меня в центре города своя студия, где никого постороннего — только я и мой клиент.
Впервые я соприкоснулась с тату-сферой как клиент — это было лет 13 назад, я тогда сделала свою первую татуировку. Год спустя, когда я вновь появилась в дружественном салоне в качестве клиента, мне предложили обучиться на мастера по татуажу, так как спрос на услугу был, а мастеров не было. Я настолько органично почувствовала себя в этой сфере, что решила остаться — прошла обучение, получила диплом международного образца и начала работать с кожей.
Как осваивала новый навык?
На апельсинах и свиной коже. Тогда не было всяких силиконовых аналогов, как сейчас, а техника тату все же значительно отличается от пермамента. Что касается каких-то страхов — то нет, у меня был опыт работы с кожей, да и на татуаж на лице это не меньшая ответственность, чем тату на теле. Плюс поддержка людей, которые были рядом, плюс первые отзывы клиентов — это воодушевляло.
Сейчас для тебя татуировка это…
В работе мне всегда было интересно отталкиваться от личности человека, который пришел ко мне. Поэтому мы долго разговариваем о том, что для человека важно, ценно, о том, что он хотел бы закрепить на своем теле.
Смысл. В мире принято считать, что тату-артист это некий художник, который творит на холсте-клиенте, и тот должен гордиться, что носит этот арт-объект на своей коже. Ничего не имею против такого мнения, но я думаю по-другому. Для меня татуировка должна нести то, что чувствует человек, это основа или продолжение его личности. Татуировка может отражать то, что для него важно, или добавлять того, что ему не хватает.
Знаете понятие символизм? Это то, что пропитывает весь наш мир. Символом может быть все, что угодно — Начиная от точки, цвета и формы и заканчивая страной, где этот символ распространен. Один и тот же рисунок содержит разные смыслы в разных местах, в разное время и разных культурах — и это очень интересно изучать. И если в начале своего пути мне была важна техника нанесения, оттачивание мастерства, то сейчас мне интересно отталкиваться от глубинных потребностей человека, который ко мне пришел.
Изначально я думала что татуировки — это та вещь, которой люди просто хотят себя украсить, хотят выделиться или под влиянием моды. Но, чем больше я работаю с людьми, тем больше я понимаю, что у каждого свой мотив. Кому-то нужно что-то запомнить. Кому-то важно принять свое тело — так, например, мамы, которые после родов не чувствуют изменившееся тело своим, и под татуировками прячут растяжки или шрам от кесарева и возвращают ощущение обладания. Кто-то хочет ощущать защиту — отсюда всякие обережные татуировки. Зачастую смысл, которые люди закладывают в татуировку, даже нельзя прочесть как текст — но он будет ощущаться владельцем как теплое прикосновение поддерживающей руки.
Вообще вопрос достаточно сложный. Я разделяю татуировки, которые ношу я сама и татуировки, которые я делаю. Ремесло это основа моей жизни, оно слишком долго со мной и я о нем могу говорить бесконечно.
Сейчас за татуировками приходят не только моряки или панки, забиваются люди совершенно разных социальных групп, различных профессий и достатка. Как ты думаешь, почему так?
Ну и дело в технике. Сейчас татуировка — это не расплывшееся синее нечто, набитое в армии струной. Нынешний уровень развития технологии позволяет создавать тонкие, детальные проекты, которые не превратятся с течением времени в кашу.
Во-первых, изменилась сама индустрия. Раньше татуировщик представлялся как брутальный дядька, возможно пьяный, с сигаретой в зубах прямо на сеансе, который набивает тату в каком-то подвале. Сейчас в студиях практически медицинский уровень чистоты, несколько уровней защиты и максимальная забота о безопасности клиента. Поэтому, возможно, и отношение людей поменялось.

Во-вторых, татуировка перестала быть исключительно знаком принадлежности к какой-то касте, группе людей. Сейчас татуировка это то, что позволяет проявить себя.
Если подумать глубже, то татуировка — это то немногое, что мы выбираем для себя сами и — и навсегда. И неудивительно, что такая возможность привлекает всех, вне зависимости от социального статуса, профессии и чего-либо еще. Это возможность осознанно сделать выбор, который останется с тобой навечно.
Бывает ли, что ты отказываешь клиенту? Почему?
Конечно, такое бывает. Во-первых, когда ко мне обращаются не по моей специализации. Например, реалистическая портретная татуировка, я не работаю в этом направлении, но точно смогу посоветовать подходящего мастера, в котором я на 100% уверена. Во-вторых, когда наше с клиентом эстетическое восприятие сильно различается. Это абсолютно нормально, мнения разные, а мастеров много — и наверняка найдется тот, кто будет с клиентом в одной теме. Я не бью татуировки на лице, с неохотой работаю с шеей, и совсем не работаю на кистях и на стопах: в этих местах кожа обновляется в десятки раз быстрее, поэтому на них татуировка будет красивой, только пока свежая. А потом — либо корка и выпадение пигмента, либо расплывшиеся пятна. И это станет антирекламой моей работы и вряд ли доставят радость носителю.

Ну и из очевидного — никакого алкогольного опьянения на сеансе, взаимная вежливость и уважение.
Самые любимые моменты в работе?
Открывать сообщения и читать «Здравствуйте, мне вас посоветовали». Еще очень приятно получать отзывы о своей работе даже спустя годы, читать что человека радует татуировка, что ему казалось, что она всегда была на этом месте. Люблю процесс подбора техники под конкретный запрос, радость от того, что твоя чуйка в очередной раз сработала, в результате эскиз получился именно таким, как откликается человеку. Даже когда клиент и сам не знает, что хочет, но рассказывает о себе, я рисую или подбираю — и мы оба понимаем, что попали в яблочко, это греет душу. Очень круто, когда ты наконец откидываешься в кресле после нескольких часов, и видишь, как человек идет к зеркалу, и видишь радость и восторг в его глазах.
А самые бесячие?
Еще момент: когда пишет клиент и просит доделать чужую работу, или контура есть и просто залить цветом. Он присылает фото — а там не то что доделать, а нужно начинать все заново. Непонятно, какой был эскиз, что планировалось, вместо контуров просто техническая разметка… и человек не понимает, что тут нельзя продолжить, нужно обновлять все этапы.
Приход в мастерскую с большой группой поддержки. Шум, все эти советы, обсуждения — они все сбивают и клиента и мастера, не надо так делать. Сейчас это в прошлом, в мастерской мы с клиентом наедине, и никто не помешает процессу.
Ну и самое раздражающее — когда человек пренебрегает инструкцией по заживлению. Татуировка это работа двух людей — и после мастера наступает очередь клиента позаботиться о сохранности рисунка. Я всегда даю полную инструкцию, максимально подробно объясняю, что можно, а что нельзя делать — и ей обязательно нужно следовать. Не нужно заменять рекомендованные средства на «простой советский копеечный…». Один мой клиент использовал вместо пантеноловой мази пенку от ожогов с пантенолом. И, несмотря на то, что действующее вещество у них одно — результат был плачевным.
Что хотела бы посоветовать человеку, который задумывается о татуировке?
Первое — нужно понять, что вы хотите и в каком стиле. У мастеров есть специализация, и уже от нее нужно отталкиваться. Второе — обязательно познакомьтесь с мастером. У вас должно возникнуть доверие к этому человеку, вы доверяете ему себя и свою кожу. У вас должны совпадать представления о прекрасном, вам должно быть комфортно рядом с ним. Не бойтесь задавать вопросы, совершенно любые — какие иглы, какие картриджи, подготовка к сеансу, как обрабатывается не одноразовая часть оборудования, и т. д. Вы должны быть полностью уверенны в том, что и где делаете, речь идет о вашем здоровье. Если вы сомневаетесь, делать татуировку или не делать — то всегда лучше отказаться от этой идеи.
А если все же решились — то не могу не поздравить! В старину татуировка означала приобретение нового статуса: обряды инициации, совершеннолетия, переход в новую социальную группу. Даже сейчас многие клиенты говорят, что жизнь разделилась на до и после. Если вы захотели татуировку — значит, пора открыть новую страницу в жизни.
Герой: Лена Тишь
Фотограф: Олеся Широнина
Автор текста: Наталия Лапаева