Самарский автоюрист: Знание ПДД, трезвость и вежливость спасёт от проблем с ГИБДД

- С чем чаще всего к вам приходят самарцы?
С алкогольным опьянением и отказами от освидетельствования. Ведь, среди административных правонарушений на дороге это самое тяжёлое, с серьёзными наказаниями. В Самаре за неделю попадаются минимум 10 «отказников» и водителей, в состоянии алкогольного опьянения.

- Расскажите, что делать водителю, когда его останавливают инспекторы и просят пройти медосвидетельствование?
Нужно различать простое освидетельствование и медицинское. Первое происходит только на месте, проще говоря вас попросят «дыхнуть в трубочку». Медосвидетельствование проходят либо в случае отказа от процедуры на месте, либо при возникновении спорной ситуации. И до того, как водителя отвезут в медицинское учреждение, это «административка».

- Так имеет право автомобилист отказаться от предложения «дунуть в трубочку»?
Поясню, есть определённая процедура, без соблюдения которой сотрудники ГИБДД не имеют права требовать освидетельствования. Должны быть характерные признаки в поведении водителя на дороге, на основе которых инспекторы законно останавливают транспортное средство. Отстранение от управления должно пройти при понятых, как и предложение освидетельствования. На отказ гражданина тоже должна быть причина.

Водительское удостоверение могут изъять только по решению суда

- И когда над человеком «висит» угроза изъятия прав из-за алкоголя, ему можно помочь?
Права не изымают на месте уже с 2013 года. До постановления суда водительское удостоверение останется. Когда человек идёт обжаловать изъятие прав, то до решения следующей инстанции удостоверение так же остаётся у него. И так далее, вплоть до областного суда.

- Что делать водителю, если на него составляют протокол на какое-то правонарушения, например заезд на сплошную, хотя он уверен в своей невиновности?
Сразу пишите в самом протоколе, что вы не согласны с этим. И не заполняйте бланке под диктовку сотрудников ГИБДД. Требуйте копию протокола, по закону вам её обязаны выдать. При наличии видеозаписи у инспекторов, попросите чтобы вам сразу ее показали. По таким «несогласным» протоколам назначается разбор в ГИБДД. После, либо оставляют штраф, либо дело направляется в суд. Но из практики, могу сказать, что по мелким правонарушениям дело до этой инстанции часто не доходит. Если и идут к юристам, то целенаправленно, имея конфликт с конкретным инспектором, пытаясь восстановить справедливость.

- Дороги в Самаре плохие и часто автовладельцы просто разбивают свои авто на них. Какой шанс получить компенсацию с дорожников?

Шансы очень велики. Оговорюсь сразу, что до суда эта ситуация не решится. Нужно провести экспертизу ДТП, найти подрядчика. Так как это уже гражданское дело, автовладелец должен быть готов, что дело может идти до полугода. Лучше воспользоваться услугами автоюриста, который поможет грамотно составить исковое заявление и подготовить все необходимые заявления. Но, повторюсь, дело практически беспроигрышное, при правильном оформлении ДТП.

ЗА РАЗБИТЫЙ НА ПЛОХОЙ ДОРОГЕ АВТОМОБИЛЬ ДОРОЖНИКИ ВЫПЛАТЯТ КОМПЕНСАЦИЮ

- Имеют ли юридическую силу видеосъемки, которые производятся сотрудниками госавтоинспекции?
Конечно, это доказательство по делу. Но, камера на которую ведется съёмка должна быть специальным устройством, поставленным на учёт. Правда, в законе есть издержки, позволяющие сотрудникам использовать и не спецтехнику. Если в суде ГИБДД предоставляет только отрывок видеозаписи, то его можно отклонить. Только полное и чёткое видео должно фигурировать на судебном разбирательстве.

Иногда клиенты "идут на принцип", чтобы восстановить справедливость в конфликте с инспектором

- А если возникло сомнение по поводу техники или записи, как быть водителю?
Чем раньше вы выскажете это сомнение, тем лучше. Уже в суде, по ходатайству, полицейские обязаны предоставить полную запись, технику и сертификаты соответствия на неё. Бывали такие случаи, например с алкотестором. У них есть определенный срок службы. И один мой клиент столкнулся с тем, что освидетельствование провели просроченным прибором. Бывает и такое.

- Среди автомобилистов получили распространение видеорегистраторы. Суд примет записи с них в качестве доказательства?
Разумеется. Однако, многое зависит от качества и того, что видно на записи. Допустим, боковину автомобиля с видеорегистратором задели по касательной и момента столкновения на записи не будет запечатлено. Тогда, трудно будет доказать, что именно соседний автомобиль допустил столкновение. Без технической экспертизы и поиска виновника не обойдётся. А вообще, видеорегистратор помогает в самых разных ситуациях. При прочих равных, видео поможет вам в суде.

- А если видеозапись не ваша, а найдена на просторах Интернета, как к ней отнесутся в суде?
Она пригодится вам. Может быть, что у судьи возникнут сомнения к записи от третьего лица. И опять же, будет назначена техническая экспертиза, которая определит или опровергнет подлинность и отсутствие монтажа. В любом случае, обязательно прикладывайте видео к материалам дела.

Комплексы фиксации скорости тоже ошибаются

- С каждым днём на самарских дорогах всё больше комплексов фиксации скорости. И не всегда они выписывают оправданные штрафы.
К юристам с такими вопросам обращаются редко. Но и такой штраф можно оспорить. В рамках разбирательства изымаются все документы на данную камеру, устанавливается законно или нет она установлена на месте. И у приборов бывают погрешности. Бывало, что устройство фиксировало нарушение двух едущих рядом машин. Хотя, нарушала скоростной режим только одна. А недавно, был ещё один случай. Клиента «щёлкнули» две разные «Арены» с разницей в 20 секунд. Действительно, правонарушение произошло, но два штрафа за него это уже незаконно.

- В городе еще есть и эвакуаторы, которые осложняют жизнь автомобилиста. Если на глазах владельца поднимают машину, он вправе требовать вернуть автомобиль на землю и чтобы ему выписали штраф на месте?

Он может это требовать. Штраф будет именно за неправильную парковку. У меня самой был недавний опыт общения с эвакуаторщиками. 9 мая в центре города, уже после парада, мой автомобиль эвакуировали. Как оказалось, дорожники установили знак запрета парковки буквально тот же день, утверждая, что он теперь там навсегда. Проходит два дня — знака нет. Были и такие случаи, когда горожанин утром оставлял машину на разрешенной для парковки улице, а днём обнаруживал свежеустановленный знак и отсутствие машины.

- Некоторые владельцы ставят в авто «авторадары». Как избежать автомобилисту претензий со стороны автоинспекции?
Если прибор не подключен и не работает, то изъятие незаконно. Инспектор должен обосновать вам причину остановки. Досмотр проводится только с протоколом и понятыми.

- Как себя вести водителю, если его остановили инспекторы и предъявляют ему какие-либо обвинения?
Остановка для «проверки документов» может производиться только на стационарных постах автоинспекции. Всегда должна называться причина остановки. Если вменяются правонарушения, то инспектор должен представившись, показать, на основании чего это делается. Ни в коем случае, не оскорбляйте и не повышайте голос на должностное лицо. Лучше грамотно опишите в протоколе своё несогласие.

- Что делать, если страховая компания отказывается продавать конкретному автолюбителю полис ОСАГО? Такие случаи нередки.
Сразу требуйте официальный отказ, это уже документ, который можно обжаловать в суде. Проявляйте настойчивость, звоните в главный офис. Но, на мой взгляд, при современной конкуренции, проще уйти в другую компанию, где вас устроят условия страховки.

- В Самаре появились гражданские активисты, которые помогают полиции, задерживать нарушителей ПДД. Как реагировать автомобилисту на подобных доброхотов?
Они не должностные лица и водитель не обязан им подчиняться. Правонарушениями должны заниматься полицейские. Лично моё мнение, что эти люди ведут себя неэтично, выкладывая видео с нарушителями в Сеть. Наконец, эти «добровольцы» сами подвергают свою жизнь опасности — неизвестно кого они остановят и на что нарвутся.

Водитель не должен подчинятся гражданским активистам, которые "помогают" полиции

- Как к вам относятся инспекторы ГИБДД на дороге когда вы за рулём?
У меня не возникает проблем, потому что я не нарушаю ПДД. Да и не афиширую, что являюсь автоюристом. Бывали случаи у коллег, когда они говорили, что являются автоюристами, когда их останавливали. И да, инспектора их отпускали.

- А за какой случай или клиента вы не возьмётесь?
Если в деле нет шансов, то не возьмусь и поясню клиенту почему. А бывает, что просто не хочу брать что-то конкретное. В последнее время было несколько аналогичных случаев, за которые мы отказывались браться. Приобретается машина за границей и из одного города в другой она перепродаётся. Таким образом, клиент покупает этот автомобиль и привозит его в Самару. Уже ставя на учёт выясняется, что vin-номера перебиты. Машина изымается полицией и шансов вернуть её практически нет.

- Как самарскому автомобилисту не иметь проблем с инспекторами?
Знайте и не нарушайте ПДД. Не употребляйте спиртные напитки за рулём, паркуйтесь правильно. И, относитесь вежливо к окружающим и самому инспектору.

.