Ветеран Великой Отечественной войны: Как-то раз я заснул рядом с вооруженными немцами

- Я родился в 1924 году. Дети этого поколения увлекались авиацией, судомоделированием, парусным спортом. Я учился в 10 классе, когда началась война. В октябре нас призвали в армию. Я хотел, чтобы меня направили служить в авиацию, но, к сожалению, не прошел медкомиссию из-за шумов в сердце. Я как мог убеждал врачей, что здоров и могу пойти в авиационное училище, но они остались при своем мнении. В итоге меня направили в Саратовское училище связи. Пройдя обучение, я в должности начальника связи батальона отправился на сталинградский фронт в составе добровольческой бригады.

Вам страшно были идти на войну?

Конечно, страх присутствовал, но нас объединяло то, что мы шли воевать за свое отечество. На войне мне было даже интересно. У меня к технике всегда душа лежала, поэтому любопытно было узнавать что-то новое в средствах связи. Также война научила меня разбираться в людях. За 15 минут я мог определить, что представляет из себя человек. Мне очень повезло, что меня не ранили и не убили.

Вы когда-нибудь находились на волоске от смерти?

Мне вспоминается история, которая произошла с нашей ротой в июне 1944 года на Карельском перешейке. Пока наши пушки стояли в тылу, мы ушли за несколько км от них, чтобы оборудовать пункт перехода. Из еды взяли с собой только концентрат и чугунный казан. Развели костер, поставили воду, вдруг недалеко от нас начали взрываться снаряды, один из них угодил прямо в котел с нашим обедом. Был еще один случай в Сталинграде. Я нашел книжку Уильямса Шекспира и стал ее читать вслух. Через несколько минут в моего соседа попадает бронебойный снаряд, он падает и умирает.

Как вы закончили войну?

Обычно я вспоминаю этот случай: мы шли с ротой до позднего вечера, дошли до деревеньки, зашли с начальником разведки в сарай и решили поспать. Вдруг, я просыпаюсь от того, что рядом со мной кто-то лежит — это оказались вооруженные немцы. Они стали объяснять на своем языке, что они не фашисты, а рабочие, несколько раз повторяли «Гитлер капут». Так мы встретили победу.

Когда Вы вернулись в Самару?

9 мая, когда все отмечали День Победы, для нашей части война еще не закончилась. 16 дней мы разоружали ССовские корпуса и продолжали терять людей. Через две недели война закончилась и для нас. 8 месяцев мы стояли в оккупационных частях в Румынии, потом переехали в Киев. Я хотел демобилизоваться, но меня не отпускали. Позже я перевелся в Приволжский военный округ, а потом попал под сокращение армии и вернулся в Самару.

Чем Вы занимались в Самаре после войны?

Как-то раз мы шли с другом и задумались, чем же нам теперь заниматься. Он решил, что пойдет в юридический университет, чтобы защищать людей, а я выбрал медицинский, чтобы спасать их. Так как я даже не закончил 10 классов, то меня взяли только в училище. Я выучился на зубного врача, потом поступил в университет. В то время у меня уже были ребенок и жена, нужно было зарабатывать деньги. Я одновременно учился и работал. 48 лет я посвятил медицине, работал преподавателем, врачом, защитил кандидатскую диссертацию по разделу кардиология.