Руководитель самарского автоклуба: "Патриоты" - фермеры во фраке, которые пришли в город

Каждый год 9 мая участники клуба «УАЗ Патриот» отправляются в патриотичный автопробег по области на своих машинах. Число участников мероприятия год от года растет. Корреспондент Progorodsamara.ru встретился с руководителем самарского отделения сообщества клуб «УАЗ Патриот» Алексеем Устиновым, чтобы узнать, почему отечественная марка столь популярна у самарцев, и какие у нее есть плюсы и минусы.

Как появился клуб?

Когда появилась марка «УАЗ Патриот», тогда же у владельцев появилась необходимость общаться между собой по этой марке автомобиля. По инициативе производителя был создан официальный сайт c названием аналогичным марке автомобиля. По мере роста интереса к марке и количества владельцев, в различных регионах России начали появляться активные пользователи. Сначала они общались в соответствующих разделах форума на сайте, потом устраивали короткие встречи в городе, затем совместно стали выезжать куда-либо. В Самаре происходило тоже самое.

Мы встречались, выезжали и месили грязь по области. Это было интересно первые два года, пока мы испытывали возможности машины. Потом возникла потребность выезжать с какой-то целью. Так в 2009 году на 9 мая мы решили совершить автопробег в Волгоград - «Куйбышев – Сталинград». Мы съездили, посмотрели город сами, показали его детям и провели экскурс в историю города времён ВОВ.

Мы решили не останавливаться на этом. Рязанский клуб «УАЗ Патриот» поделился с нами идеей организации акции с поздравлением ветеранов, которые живут в отдаленных районах области. Эта идея и в 2010 году мы отправились автопробегом в глубинку южных районов Самарской области. Тогда никто не думал, до каких масштабов это вырастет.

И каковы масштабы?

В этом 2015 году в Патриотическом автопробеге «Ветеранам глубинки – заботу и внимание» (официальное название ежегодной акции) приняли участие 115 машин, 350 человек. Всего же в организации и проведении Автопробега было задействовано около 1000 человек. Это участники самарских автоклубов, студенты, дети школьного и дошкольного возрастов, воспитанники детских домов, представители СМИ, партнёров и спонсоров автопробега и обычные граждане у которых есть такое же желание провести 9 мая с пользой.

В чем заключается ваша роль в клубе?

У нас по действующему законодательству больше трех человек собираться запрещено. Поэтому для того, чтобы мероприятия клуба проводить в рамках закона, мы организовали некоммерческую общественную организацию, которая после официальной регистрации приобрела права и обязанности юридического лица. На общем собрании меня выбрали руководителем организации.

Наша некоммерческая общественная организация основана на членстве, теперь люди периодически вступают в нашу организацию. Сейчас официально в клубе около 60 человек. Из них активных, которые участвуют в жизни клуба, примерно 20 человек.

Нужен ли «УАЗ Патриот», чтобы вступить в клуб?

Наличие автомобиля «УАЗ Патриот» не обязательно для вступления в клуб. Это скорее образ жизни. У нас нет обязательных платежей за членство в клубе. Многие удивляются, почему так? Все просто – у нас добровольная организация и поэтому членство и взносы добровольные. У клуба есть конкретные цели, прописанные в уставе, остальное попутно: экспедиции, помощь на дороге, сервисные услуги и прочее.

Помощь на дороге тоже ваш проект?

Это не проект, а жизненная позиция. Мы не проезжаем мимо. Не отказываем никому, кто к нам обращается или нуждается в помощи. Если помощь нужна тем, кто оказался далеко, то мы связываемся с другими подразделениями сообщества. Лично у нас есть контакты от Калининграда до Дальнего Востока, странах СНГ: Казахстан, Белоруссия, Украина. Хотя, с Украиной сейчас все печально.

При необходимости можем организовать спасательную экспедицию.

В клубе есть несколько спутниковых трекеров. Они используются, если группа отправляется в экспедицию, например, в Казахстан, на территорию, где нет сотовой связи. Спутниковый трекер даёт возможность отслеживать перемещение экспедиционной группы, а самой группе предоставляет возможность послать сигнал бедствия.

Чем вы отличаетесь от других клубов?

На мой взгляд, принципиально ничем. Что же касается внедорожного мира, то здесь несколько иная картина. На моей памяти бум внедорожного движения был в 2006 году, было много внедорожных клубов. Затем произошло угасание, связанное с кризисом 2008-2009 годов. На сегодня в Самаре существует 2-3 клуба объединяющие людей, которые любят испытывать свои автомобили и соревноваться. Поэтому эти клубы в основном проводят внедорожные мероприятия и спортивные соревнования. У нас не спортивные автомобили, т.к. «Патриот» длинный и тяжелый, он больше подходит для экспедиций. По этой причине основное направление во внедорожном мире это экспедиции различной дальности с элементами бездорожья.

У вас в клубе все патриоты страны или просто поклонники автопрома?

Так исторически сложилось, что название клуба получило двоякий смысл. Но у нас в клубе люди абсолютного разного толка. Никто никого ни в чём не ограничивает. У клуба есть конкретные цели задачи и реализуемые проекты. Если человека всё устраивает, то он сам принимает решение что бы присоединиться к нам.

Как же политические предпочтения?

Наш клуб никак не связан с политикой, что, видимо, обусловлено проводимым нами патриотическим автопробегом. Еще во время проведения первого автопробега мы заметили, что ветераны интересуются: «Из какой вы партии? и т.д.» С той поры патриотические автопробеги к 9 мая - это акция, в которой мы не допускаем какой-либо политики или религии. Участники и организаторы автопробега никого не пиарят, и имеют возможность достойно и с пользой встретить и провести 9 мая.

Политики могут участвовать в автопробеге, но только как физические лица, не представляющие какие-либо политические или религиозные организации. Было время, когда ГИБДД запрещало нам использовать во время патриотических автопробегов флаги, так как приравнивали советские флаги и Знамёна Победы к символике КПРФ. Однако это совсем не так. Ветераны старой закалки приветствуют советский флаг, именно под красным знаменем они шли в бой и готовы были отдать свою жизнь за Родину. К триколору у них другое отношение.

Расскажите про свой «Патриот»?

Машину я брал в 2006 году. Тогда стоял выбор между подержанным «Ленд Крузером» и новым «УАЗ Патриот». Новый автомобиль всегда лучше, тем более за «Крузак», изрядно побитый жизнью, просили больше чем за новый «Патриот», который стоил 460 тысяч рублей в максимальной комплектации. Изначально я не планировал, что автомобиль будет связан с преодолением бездорожья. Но сложилось так, что я случайно пересекся с джиперами и втянулся. Сейчас у «Патриота» лифт кузова и подвески 3 и 2 дюйма соответственно, самоблокирующийся дифференциал в переднем мосту, заниженные главные пары, силовые бампера, защита рулевых тяг и баков, лебёдка, люстра, шноркель, стоят 33-х дюймовые колеса. Я считаю, что это оптимальный размер для "Патриота", чтобы машина не потеряла свою повседневность, не пасовала на бездорожье и было бы комфортно на больших перегонах. Автомобиль очень изменился после всех изменений и доработок.

Фото "Патриота" до рестайлинга

"Патриот" после "преображения"

Трудно в Самаре достать «Патриот» ограниченной серии: спорт, трофи и арктик?

Что касается «Трофи» и «Арктик», то это веяние последних лет и это не ограниченная серия, а комплектация автомобиля. «Трофи» – машина, подготовленная заводом для экспедиций с защитой рулевых тяг, экспедиционным багажником и всесезонной грязевой резиной. Эту версию «Патриота» можно купить свободно. «Арктик» – модификация с дополнительной печкой, предпусковым подогревателем, обогревом лобового стекла и т.д., чтобы комфортно эксплуатировать автомобиль в Северных частях страны. Эта версия также доступна. Единственные ограниченные версии – «Спорт» и автомобили выпущенные к 70-летию завода УАЗ. Укороченная версия возникла в 2008 году во время кризиса, когда у завода упали продажи. Они приняли решение сделать укороченную версию. Получился «Симбир» в обличии «Патриота». Сейчас невозможно заказать «Патриот Спорт».

У «Патриота» много поклонников. Можно ли гордиться тем, что сейчас производит АвтоВАЗ?

Я считаю что нельзя говорить, что одна машина плохая, а другая хорошая. Нужно понимать, что у каждой модели своя аудитория и свои поклонники. В случае с АвтоВАЗом и автомобилем «УАЗ Патриот» тоже самое. Патриот - большой вместительный комфортный автомобиль с классической для внедорожников двухмостовой рамной конструкцией. К сожалению производитель при запуске модели в 2005 г. упустил рынок пикапов. Пришлось догонять остальных чуть позже. Сейчас «Патриот» в минимальной комплектации без скидок стоит порядка 700 тысяч рублей. Более подробную информацию можно найти на сайте производителя.

Для кого-то это дорого, для кого-то нормально. Во внедорожном сегменте альтернативы «Патриоту» по цене практически нет. Все подобные варианты автомобилей стоят больше миллиона рублей. К тому же, если ездить по бездорожью на «Крузаке» или «Патруле», то их жалко, а УАЗик не так жалко. Эта наш менталитет отношения к иномаркам и отечественному автопрому, усиленный отношением к УАЗам. «Патриоты» первых серий можно назвать - фермером во фраке, который пришел в город.

Были случаи поломки далеко от дома?

Есть такая поговорка: «УАЗики приезжают умирать домой». Именно так и происходит с моим автомобилем. Все серьёзные поломки вылазили уже по возвращении домой либо при подъезде к дому.

А так любая машина не застрахована от поломок. Есть разные факторы влияющие на надёжность автомобиля: недобросовестные дилеры, поставщики запчастей, косяки при сборке, усталость металла и т.д. В частности у «Патриота» слабое звено – натяжной ролик в двигателе. При активной эксплуатации машины по бездорожью с преодолением водных преград, ролик быстро выводится из строя. А без ролика далеко не уехать. Поэтому у меня в машине всегда лежит запасной ролик.

«Патриот» справляется с нашими городскими дорогами?

Штатный «Патриот» идеально подходит для перемещения по нашему городу. Но в Самаре разные дороги, есть и такие, что моего УАЗика не хватает. Были случаи, когда я застревал в центре города. Я совсем не представляю, как люди ездят на маленьких машинках.

Часто спасаете автомобилистов?

Случается. Последний раз это было вчера. Мы ехали в Кинельский район, чтобы забрать на трассе «Баргузин» из дружественного клуба, у которого что-то случилось с двигателем. Не доезжая Алексеевки заметили, что внизу у дороги стоит автомобиль в колее. Мы развернулись, чтобы помочь. Там оказалась «Лада Калина» белого цвета, которую мы вытащили и поехали дальше. Зимой довольно часто вытаскиваем автомобили из снежных капканов как в городе, так и на трассе.

Можно назвать три плюса, из-за которых стоит купить «Патриот», а не иномарку?

Как говорится, каждый кулик свое болото хвалит и у каждого свои критерии оценки автомобиля и как следствие принятие решения по приобретению. Поэтому сказать, что «Патриот» лучше или хуже других не могу. Это такой же автомобиль, как и другие, со своим сегментом на рынке, со своими плюсами и минусами, со своими поклонниками и ненавистниками. Лично для меня решающими критериями к приобретению «Патриота» были: цена, пассивная безопасность, комфорт, вместительность и возможность не бояться ездить по плохим дорогам.

Свой же «Патриот» мне иногда хочется сжечь. (Смеется) Сбросить в овраг и сжечь (Жестом руки показывает брошенную спичку). В основном это случается при поломках. Я его люблю и ненавижу одновременно. Про УАЗ существует устойчивое выражение: УАЗ это не средство передвижения, УАЗ это образ жизни. Случилось так, что в нашей семье «наш УАЗ Патриот» это тоже не средство передвижения, а полноправный член семьи и образ жизни.

Можно в нем перевозить холодильник?

Да. Можно сложить сидения, и он поместится. Максимальная вместимость «Патриота» - 9 человек включая водителя и при наличии в багажном отделении откидных сидений. Но лично я перевозил в нем 11 взрослых человек плюс 2 детей.