Самарский авиамодельный спорт: Какой класс круче, где проходят фестивали и воздушный бой

Progorodsamara.ru решил продолжить серию интервью о малоизвестном самарском спорте. Мы уже писали про судомодельный спорт, который продолжает активно развиваться как в Самаре, так и во всем мире. В этот раз корреспондент встретился с Альбертом Гарфутдиновым. Спортсмен рассказал про популярный в 60-е годы авиамодельный спорт.

Что вас привело в этот спорт?

Я начал заниматься им в детстве. Я не скрываю, что это семейное. Отец очень успешно занимался этим. Потом начал обучать детей. Вел авиамодельный кружок. Мне также приходилось быть в клубе. Меня никто не заставлял. По своей инициативе пришел в моделизм, глядя на высокие результаты сверстников с других клубов, возникло желание летать. Отец мне помогал, вместе мы построили первую модель в 1996 году и поехали на Чемпионат России в г. Ярославль. Это был мой дебют, в котором я впервые исполнил полный комплекс фигур высшего пилотажа. Я занял второе место среди юниоров.

Кордовый авиамодельный спорт делится на несколько классов: скоростные, гоночные, пилотажные, модели копий и модели воздушного боя. Я выбрал пилотажный класс, потому что он самый изящный и зрелищный.

Признаюсь, я просто хотел с помощью соревнований объездить города и страны. Но со временем спорт увлек меня с головой, и путешествия отошли на второй план. Сейчас времени на музеи и исторические места во время стартов не остается.

Как летает модель?

Наши модели относятся к кордовому классу. Это значит, что они управляются двумя стальными нитями. Их еще называют корды или тросик. Модель движется по кругу, радиус которого задан нитями. Наиболее зрелищным и массовым, считается класс воздушного боя. Это когда два участника в центре круга, состязаются между собой, управляя моделями в воздухе. К моделям привязывают ленточку. Побеждает тот, кто дольше продержится в воздухе и сделает максимальное количество отрубов ленты соперника.

Мой пилотажный класс похож на фигурное катание. У нас есть 14 последовательных фигур высшего пилотажа: петля Нестерова, квадратные петли, восьмерки, песочные часы и так далее. Оценивается техника выполнения этих фигур по 10-бальной шкале.

Сложно собрать такую технику?

Это просто. Многие думают, что это очень сложно, не хотят работать руками. Но после первых попыток строительства и полученного результата в итоге, страх уходит, появляется азарт, интерес и желание совершенствовать технику и навыки конструирования. Преград для построения большой техники, имея небольшой опыт, нет никаких. Ты уже знаешь основной принцип конструирования и это важно. Главное иметь желание, и все получиться! Сегодня я уже не строю модели, упор делаю на полеты и оттачиваю качество выполнения фигур, обучаю пилотированию спортсменов в СГАУ.

В моделях стоит мотор?

В этом классе – да. Применяются 2 вида двигателей: внутреннего сгорания (ДВС) и электродвигатель. Работа ДВС аналогична тем, которые стоят на машинах или мотоциклах. Для него требуется топливо, смесь метанола с касторкой. Сейчас модели на ДВС считаются ретро.

Получается, что сделать модель – это как соорудить самый настоящий самолет.

Можно и так сказать. Я в определенный момент своей жизни даже работал в конструкторском бюро, где мы собирали легкие летательные аппараты весом до полутоны. Это можно сказать, была моя практика во время учебы в Аэрокосмическом университете. Я закончил четвертый факультет, которого сейчас уже нет. Назывался он «Обработка металлов давлением».

Это вам пригодилось?

Пригодилось. Сейчас у меня своя фирма, которая занимается металлами и оборудованием. Конечно, здесь требуются и другие знания. Спорт закаляет человека, поэтому многое в подходе к моей работе сопоставимо с ним. А сама работа помогаете мне развиваться и достигать задач в спорте материально.

На данный момент авиамодельный спорт существует лишь на энтузиазме людей болеющих этим спортом и ветеранах. Поддержка от государства мало ощутима. 5 лет назад мы зарегистрировали Федерацию авиамодельного спорта Самарской области. До этого стоял вопрос о прекращении деятельности Общероссийской Федерации Авиамодельного спорта в России. Якобы она стала невостребованной. Тогда необходимо было подтвердить наличие аккредитованных федераций в 45 регионах страны. И мы, сплотившись, отстояли своё право на жизнь и дальнейшее развитие. Сейчас мы успешно участвуем в международных соревнованиях, показывая высокие результаты, защищаем честь нашей страны.

Что может дать человеку этот вид спорта? Понятно, что возможность путешествовать это хорошо, но должно быть еще что-то…

Моделизм развивает творческий подход к делу. Человек становится более гибким и пытливым, всегда находит способ выхода из тяжелой ситуации. Второй момент – детям этот спорт прививает самостоятельность. А самое главное, жертвуя небольшими средствами родителей, есть возможность в короткое время ребенку стать чемпионом области, чемпионом страны, выбраться в сборную страны, участвовать в международных стартах и становиться чемпионом, в отличие от более массовых и олимпийских видов спорта. Достижимо!

Хотелось все это бросить?

Когда достигаешь определённой цели, добиваешься успеха, приходит ощущение опустошенности. Думаешь, что на этом можно закончить. Но потом начинаешь ужасно скучать, приходишь на кордодром, разматываешь веревки, и все начинаешь заново. Нужно всегда ставить перед собой новые цели.

Бывало, что во время чемпионата модель падала на землю или загоралась?

Да, бывает, падает. Но загореться она не может.

Человека может ударить разрядом молнии?

Может быть все, что угодно. Когда рядом гремит гром, чувствуется ток. Но обычно в грозу не проводят соревнования, а в случае сильного дождя соревнования приостанавливают, так что технике безопасности полетов уделяется первостепенное внимание. «А волков бояться - в лес не ходить».

В Самаре есть площадки для развлечения и пилотажа?

В Самаре нет площадки. Есть только в области, например, в поселке Прибрежный. Есть легкие модели для семейного отдыха, их делают из пенопласта, их можно запускать в любом месте без специально оборудованной площадки.

В этом спорте больше молодых или людей в возрасте?

На самом деле, средний возраст от 30 до 40 лет. Есть очень много пожилых людей, которые добились успеха, но не многие из них занимаются детьми. В основном в этот спорт приходят дети малоимущих родителей. У них нет «гаджетов», Lego и прочих отвлекающих и притупляющих мозг средств, у них есть свобода выбора и собственные руки, которым они находят применение в кружке. Им это интересно, потому что нет легкого доступа к современному изобилию, к которому ошибочно приучают родители. У современной молодежи есть все. Ребенок, в условиях ограниченности, всегда будет мыслить творчески и в будущем он всегда будет востребован обществом и найдет свое предназначение в жизни. Очень сложно привлечь в спорт избалованного ребенка. Он просто скажет: «Мне папа купит все это». Таких воспитывают в «тепличных» условиях. Сами знаете, что обычно растет в теплицах.

В Самарской области проходят фестивали с участием клуба?

Один был буквально недавно. Праздник улицы Лукачева, который проходил на территории СГАУ. Нам выделили полчаса для выступления на площадке. Фестиваль прошел ярко и организовано,. Спортсмены авиамодельного СКБ вышли и показали, как управлять квадрокоптерами. Я показал, как летает моя модель. Вечканов Андрей управлял пилотажной радиоуправляемой моделью. Также летом проходит авиашоу от ДОСААФ, где представлена вся воздушная техника.

У авиамоделизма есть перспектива?

Конечно, есть. Авиамоделизм является родителем авиации. Дальнейшее развитие технологий авиастроения, военной техники, космонавтики без экспериментов и инноваций в авиамоделизме не возможно. А спорт в авиамоделизме, как генератор, позволяет находить лучшие конструктивные решения и создаёт новые технологии, которые незамедлительно применяют в большой авиации.