Самарский эко-спасатель рассказал, как работать, когда в руках от кислоты плавится ключ

На нашем портале практически каждый день можно встретить информацию о различных авариях. Чаще всего речь идет о тех, в которых задействованы какие-либо транспортные средства. Но бывают ситуации, когда происшествие влечет за собой разлив нефти или другого опасного топлива. В Самарской области есть люди, которые именно такими случаями и занимаются. Так, в губернии уже несколько лет функционирует АО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», работающий в группе компаний под торговым знаком «ЭКОСПАС». Занимается организация предупреждением и ликвидацией последствий аварийных разливов нефтепродуктов на суше и воде, а также ведением газоспасательных работ, связанных с разливом опасных химических веществ. ProGorodSamara.ru пообщался с командиром аварийно-спасательного отряда самарского филиала Таиром Гиматовым и узнал, о нюансах его работы, а также о том, насколько она опасна.

За участие в ликвидации последствий ЧС в Кирове я был награжден ведомственной наградой МЧС России

- Чем занимается ваша организация?

«Центр аварийно-спасательных и экологических операций» — «ЭКОСПАС», был основан в 1998 году. На территории Самарской области «ЭКОСПАС» работает уже 3 года. Наш основной вид деятельности — предупреждение и ликвидация последствий аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на суше, на внутренних и водных путях, ведение газоспасательных работ, связанных с разливом опасных химических веществ, а также сбор, транспортировка, хранение и утилизация опасных производственных отходов, рекультивации загрязненных территорий.

- Как вы тут оказались?

В Самарский центр «ЭКОСПАС» я пришел в 2013 году, до этого 14 лет прослужил в 1001 спасательном центре МЧС России в Самаре.

- Что входит в ваши обязанности?

Моя основная задача, как командира подразделения, — это поддержание сил и средств к реагированию на ведение тех видов работ, на которые мы аттестованы. Сюда входит работа с личным составом, его обучение, подготовка к действиям по ликвидации последствий ЧС различного назначения.

- Какие виды чрезвычайных ситуаций бывают?

Если говорить об аварийных разливах нефти и нефтепродуктов, то, в зависимости от площади разлива, ЧС классифицируются на локальные, муниципальные, территориальные, региональные или же федеральные.
В качестве примера, расскажу о масштабной ЧС, которая произошла в Кирове в 2014 году. Тогда сошли с рельс 26 вагонов с газовым конденсатом, что привело к пожару. Прибывшие пожарные потушили пламя, но произошло загрязнение льда на Вятке площадью порядка 400 кв. м. и около 50 тысяч кв.м. грунта, загрязненной газовыми конденсатами. К ликвидации последствий ЧС были привлечены силы и средства «ЭКОСПАС». Круглосуточно работу вели 54 спасателя, ликвидация последствий аварии заняла более 3 месяцев. После чего отдельные подразделения «ЭКОСПАС» остались для проведения работ по рекультивации земли и вывозом загрязненного льда и почвы. Наши спасатели проводили очистку льда, загрязненной почвы, дренажных колодцев — делали всё, чтобы предотвратить распространение нефтепродуктов на воде. За участие в ликвидации последствий этой ЧС я был награжден ведомственной наградой МЧС России.

В прошлом году в районе Чапаевска мы помогли роженице

- То есть ваша основная задача — очистить территорию от вредных отходов и веществ?

Наша цель — принятие мер по недопущению распространения возникших аварийных ситуаций и спасение людей, локализация и ликвидация последствий загрязнения почвы и окружающей среды. После проведения нашим Самарским центром аварийно-восстановительных работ приезжают специалисты, которые производят замеры ПДК почвы и воды.

- При ДТП вы тоже работаете?

Скажем так, для ликвидации дорожных аварий существуют городской поисково-спасательный отряд и самарская ПСС. Мы также привлекаемся к ликвидации последствий ДТП на автомагистралях в тех случаях, когда авария связана с разливом нефтепродуктов или химически опасных веществ.

- Недавно была авария с перевернувшейся фурой, ваши спасатели тоже были там задействованы. Что об этом можете сказать?

Это получилось попутно, когда мы возвращались к месту постоянной дислокации, мы оказались свидетелями этой аварии и, конечно, приняли участие в ликвидации ее последствий. Во-первых, есть человеческий фактор, а во-вторых, аттестованный спасатель не может проехать мимо, если необходимо оказать действенную помощь. Просто не имеет на это право.

- Попутно еще кому-то помогали?

Да, часто по возвращению с того или иного задания сталкивались с авариями. Например, в прошлом году в районе Чапаевска роженице помогли. Мужчина вышел на середину дороги и призывал остановиться проезжающих. Мы, конечно, помогли. Воды у женщины отошли уже, но все прошло успешно. Нас на дорогах просят о помощи видимо потому, что мы передвигаемся на специальных машинах, которые «бросаются в глаза». Плюс, конечно, мы сами не проезжаем мимо.

Самое страшное в авариях с нефтью — ущерб экологии

- Получается, вы работаете только на авариях, где задействованы нефтепродукты?

Наше аварийно-спасательное формирование привлекается к ликвидации последствий ЧС, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов, также для проведения газоспасательных работ, связанных с выбросом и утечкой химически опасных веществ.

- Чем опасен разлив топлива?

Сам по себе сбор нефтепродуктов — достаточно тяжелая процедура. Нефтепродукты очень долго разлагаются, имеют длительный период полураспада. Опасность связана, прежде всего, с тем, что всегда есть вероятность попадания нефтепродуктов в источники забора воды на Волге и других акваториях. То есть нефтепродукты могут попасть в источник, который обеспечивает водой население. Такая вода становится непригодной для использования человеком и для жизни обитателей водоемов и требует обязательную переработку и очистку. Кроме того, почва также нуждается в очищении и рекультивации. Не стоит забывать, что нефтепродукты являются взрыво- и пожароопасными, поэтому всегда есть вероятность возгорания.

- Что самое страшное в авариях с нефтью?

Учитывая то, что сказано выше, это, прежде всего, большой ущерб окружающей среде и экологической обстановке.

- Как организуется работа на месте происшествия?

Начинается все с того, что на пульт оперативного дежурного Самарского центра «ЭКОСПАС», поступает сигнал о происшествии. Мы приступаем к действиям сразу после подтверждения факта ЧС. Непосредственно на месте оцениваем обстановку и принимается решение на соответствующее оснащение, как оно будет использовано, на специальное оборудование, которое будет применяться. Рассчитываем количество сил и средств. В «ЭКОСПАС» действует принцип эшелонированного перекрытия во всех регионах России. Если, в соответствии с развитием оперативной обстановки, ухудшается положение дел, то за счет соседних формирований «ЭКОСПАС» всегда есть возможность увеличения состава сил и средств до необходимого количества. «ЭКОСПАС» на регулярной основе проводит учения, на которых отрабатываются и совершенствуются действия спасателей и взаимодействие всех подразделений при ликвидации последствий ЧС.

- В Самаре один отряд?

Наше профессиональное аварийно-спасательное подразделение «ЭКОСПАС» постоянно дислоцируется в Самаре и обеспечивает прикрытие опасных производственных объектов на территории Самарской области, с учетом вышесказанного.

- Сколько спасателей в вашем отряде?

В постоянной готовности находятся более 20 человек, это не считая обслуживающего персонала. Все спасатели «ЭКОСПАС» аттестованы на право ведения нескольких видов аварийно-восстановительных работ и имеют дополнительные квалификации: водителя, верхолаза, электрика, водолаза и другие.

Для каждого вида аварий есть свой специальный костюм

- Какие технические средства используются в работе?

В оснащении Самарского центра «ЭКОСПАС» для проведения работ на суше используются специальное оборудование и средства: нефтесборное оборудование, нефтеперекачивающие насосы, вакуумные установки, боновые заграждения, сорбирующие элементы и другие. Для проведения работ по локализации нефтеразлива на акваториях есть плавательные средства, которые конструктивно имеют общую базу, но специально по нашим техническим заданиям разработаны для постановки боновых заграждений на воде, есть скимеры, предназначенные для сбора нефтепродуктов с поверхности воды.

- Специальная амуниция у спасателей есть?

Конечно, без специальных костюмов индивидуальной защиты проводить некоторые виды аварийно-восстановительных работ в зоне ЧС просто невозможно. Также есть газоспасательное оборудование, есть костюмы, которые предназначены для работы с нефтепродуктами, есть костюмы, которые предназначены для работы с химически опасными веществами. Для каждого вида аварий есть свой специальный костюм. Открытого типа, закрытого типа — для химически-опасных веществ и нефтепродуктов. Туда же относятся дыхательные аппараты, запасные баллоны, газоанализаторы, соответствующие приборы для замера и взятия проб воздуха. Наши спасатели полностью оснащены нефтесборным и газоспасательным оборудованием, согласно уставу газоспасательной службы.

- Насколько опасна ваша работа?

Любой наш выезд связан с риском для жизни. Во-первых, чтобы обезопасить свою жизнь, все работы мы проводим в соответствующих средствах специальной защиты. Во-вторых, все спасатели «ЭКОСПАС» оснащены специальным оборудованием.

- Было такое, чтобы кто-то из ваших коллег пострадал?

Нет, не было.

- Сколько раз вы выезжали на аварии в 2016 году?

Чаще всего у нас проводятся учения и профилактические осмотры опасных производственных объектов. Что касается чрезвычайных происшествий, то в этом году мы выезжали всего несколько раз.

- То есть большую часть вашей деятельность составляют учения?

Несомненно, учения крайне важны. Во время проведения учений мы изучаем объект, составляем его оперативную карту, изучаем пути подъезда, чтобы, в случае реальной аварии, в максимально сжатые сроки добраться до места ЧС. Обычно учения и тренировки проводятся 2-3 раза в неделю. Кроме того, на постоянной основе мы проводим занятия по профессиональной подготовке спасателей.

- В Новокуйбышевске были у вас аварийные случаи?

Аварий, к счастью, не было. Но учения и профилактические осмотры на местных нефтяных заводах проводим регулярно.

Однажды от кислоты у меня в руках плавился ключ

- По причине чего чаще всего происходят аварийные ситуации?

Человеческий фактор и устаревшее оборудование. Курение на объекте, нарушение требований безопасности.

- Нефть — ценное топливо. Бывало ли такое, что кто-то пытался похитить ее на месте происшествия?

С таким мы не сталкивались.

- Спасали ли вы людей на авариях?

Да, при необходимости мы принимаем участие, в первую очередь, в оказании помощи людям, а затем уже приступаем к ликвидации последствий ЧС.

- Сколько времени нужно для ликвидации последствий аварии?

Тут важно понимать, какая авария произошла. Все ЧС уникальны, и все зависит от времени года, времени суток, погодных условий, места ЧС. Поэтому сказать однозначно сколько времени будет затрачено на ликвидацию последствий аварии очень сложно. Согласно 613 Постановлению Правительства РФ, на локализацию последствий ЧС на суше дается до 6 часов, на внутренних водах — 4 часа.

- Труднее собирать топливо на суше или в воде?

Конечно, в воде. Там свои сложности, специфика проведения работ, течение воды и другие факторы.

- Часто на водоемах самарских приходилось работать?

Пока мы проводили только учения на воде.

- С силовыми ведомствами какое-то сотрудничество ведется?

Все мы – спасатели и проводим совместную работу. Наше подразделение «ЭКОСПАС» входит в реестр аварийно-спасательных подразделений Самарской области. В случае необходимости, мы привлекаемся к ликвидации последствий ЧС во взаимодействии с МЧС России, нештатными аварийно-спасательными формированиями опасных производственных объектов и аварийных бригад ОАО «РЖД».

- Расскажите о самом необычном случае в вашей практике?

В прошлом году произошла авария с разливом соляной кислоты. Запомнилось тем, что в костюмном пространстве температура достигала до 75 градусов выше ноля. Чуть поработал — и пожарные обливали костюм холодной водой, чтобы сознание не потерять. Было крайне жарко! А от кислоты ключ в руках расплавился. Но, несмотря на тяжелые условия, мы справились с аварией очень быстро.