Вернувшиеся из ада: самарские узники концлагерей отмечают годовщину освобождения

11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Это страшная дата в истории не только нашей страны, но и всего мира. В контрационных лагерях погибли миллионы людей, над ними издевались и ставили опыты, заставляли работать до изнемозжения и морили голодом… Накануне этого дня мы встертились с Зинаидой Галушко, председателем Самарской региональной общественной организации бывших малолетних узников концлагерей. Она поделилась с нами, что пришлось ей пережить в те страшные годы.

- Мне было шесть лет, когда началась война, - рассказывает Зинаида Петровна. - Мой отец Петр Моисеевич был репрессирован, еще когда мне было полгода. Вместе с мамой я жила в Вязьме. В 1941 году пришли немцы. Сперва они забрали нашу корову на мясо, затем сожгли дом — мама так плакала. А потом на товарном поезде нас с мамой и другими увезли в Германию.

- Вы сразу попали в концлагерь?
- Нет, именно в концентрационном лагере я не была. В одном из городов Германии нас с мамой выставили на продажу, но никто не хотел покупать - им нужны были молодые, рабочие руки, а не женщина с ребенком. В итоге, нас купил один мужчина, по дешевке. Последнее место, где нас держали, был город Либштадт. Моей хозяйкой была ярая фашистка без руки. Я была обязана убирать барак, в котором жили узники, топить «буржуйку» и готовить еду — и все это в 7 лет.. Мама вместе с другими женщинами работала в поле.

- Как к вам относились немцы?
- Плохо, они считалаи нас «русскими свиньями». Из еды нам давали только брюкву — они ей кормили скот. Иногда удавалось украсть несколько картошин, я терла из на терке и на противне пекла запеканку для всех наших женщин. Но если замечали кражу картошки, то «вора» нещадно били. Сложно было, постоянно хотелось есть, мы уставали от тяжелой работы.

- Что было для вас самое страшное?
- Для меня, ребенка, все было страшно. Но моя подруга, Алина Раводина, к сожалению, ее уже нет живых, - она попала в один из самых страшных концлагерей — Саласпилс. Она рассказывала, что всех детей забирали для медицински опытов — брали у них кровь для немецких солдат, испытывали на них лекарства. В баню их гоняли раздетыми до гола — по снегу, босиком. В бане воду постоянно меняли от ледной до кипятка. Многие не возвращались с такой помывки — сердце не выдерживало. А самое страшное в таких лагерях — многие дети никому не были нужны и их уводили, как говориои немцы, в душевые, мыться. А там на них сыпали порошок, от которого все они умирали. А потом их просто скидывали в крематорий. А пепел от них шел на удобрение…

Зинаида Галушко написала книгу «Мы все войны минувшей дети...». Зинаида Петровна написала ее не только по своим воспоминаниям — эмоциями поделились и другие узники концлагерей. Читать эту книгу очень тяжело — дыхание постоянно перехватывает, наворачиваются слезы. Но прочитать ее нужно. Хотя бы для того, чтобы не допустить повторения тех страшных событий…