Они сражались и снимались за Родину: краткий киногид ко Дню победы для самарцев

За последние несколько лет российские режиссёры выпустили немало фильмов, посвященных Великой Отечественной войне: «Т-34», «Сталинград», «А зори здесь тихие». Но, несмотря на все старания актеров и сценаристов и восторженные отзывы критиков, обычные зрители стараются обойти эти ленты стороной. Причиной тому становится погоня авторов фильмов за зрелищностью, а не за передачей эмоций, горя и боли, которые испытывали участники войны. Есть и ещё одна причина, по которой современные картины о войне воспринимают в штыки — никто из актёров не принимал участия в настоящих боевых действиях.

Поэтому в преддверии Дня победы progorodsamara.ru предлагает вспомнить 5 лент, посвященных событиям Великой Отечественной войны. Одним из главных критериев отбора фильмов было наличие актёра-фронтовика.

«В бой идут одни "старики"» (Алексей Смирнов — механик Макарыч)

«Макарыч! Принимай аппарат! Во! Махнул не глядя!» — одна из множества цитат в фильме, ушедших «в народ». История «поющей» эскадрильи — это не только исполнение детский мечты Леонида Быкова о небе, но и дань уважения всем, кто не вернулся с фронта.

Алексей Смирнов, более известный по роли Хулигана в комедии Леонида Гайдая «Операция "Ы" или другие приключения Шурика», в «В бой идут одни "старики"» предстает в новом амплуа. После успешного возвращения Маэстро с разведки Макарыч только мимикой и одним словом «Смуглянка» даёт понять зрителю и самому Титаренко, что случилось непоправимое.

«Двадцать дней без войны» (Юрий Никулин — Василий Лопатин)

И снова комедийный актер в несвойственном для себя амплуа. Семён Семёнович Горбунков и легендарный Балбес, а также президент клуба «Белый попугай» — в военной драме Алексея Германа.

У этой картины долгая и тяжелая история. Худсовет настоятельно требовал поменять Юрия Никулина на другого актёра, да и сам артист долго сопротивлялся. «Какой же я Лопатин? Я и стар, и другой по темпераменту» — заявил Юрий Никулин Алексею Герману. Но режиссёру вместе с автором сценария, Константином Симоновым, удалось сначала уговорить актёра, а затем и вышестоящее руководство.

20 дней без войны. 20 дней накануне 1943 года. Василий Лопатин отправляется в Ташкент, чтобы навестить семью погибшего сослуживца, побывать на съемках фильма по мотивам своих очерков, влюбиться. Одна полноценная жизнь уложилась в 20 мирный дней.

«Щит и меч» (Владимир Басов — «Бруно»)

Владимир Басов не только сыграл одну из главных ролей в фильме «Щит и меч», но также и снял его. За несколько лет до Татьяны Лиозновой он сумел рассказать и показать напряженную игру «рыцарей плаща и кинжала» — советских шпионов в тылу врага.

Александр Белов (Станислав Любшин), как и Всеволод Владимирович Владимиров (Вячеслав Тихонов)— разведчики, имеющие доступ ко многим секретным документам Третьего Рейха. И если на службе у Штирлица есть небольшая агентурная сеть и помощники, то Иоганну Вайсу предстоит работать практически в одиночку.

4 серии напряженной игры разумов, борьбы слов и жестов, намёков и полунамёков — вот что такое «Щит и меч». Шпионская драма, которая, со слов Станислав Любшина, оказала огромное влияние на президента России Владимира Путина. Со слов актёра именно этот фильм поспособствовал желанию пойти в разведчики.

«Повесть о настоящем человеке» (Михаил Глузский — капитан Чеслов и Сергей Бондарчук — Гвоздев)

Фильм по роману Бориса Полевого практически не нуждается в кратком анонсе и представлении. Многие знают историю летчика Алексея Маресьева (Мересьева), который не только смог выжить 18 дней в заснеженном лесу, но и после ампутации ног вернуться в летные отряды.

Многие актёры, которые принимали участие в съемках фильма, по каким-то причинам не указаны в титрах. Среди них известный режиссёр Сергей Бондарчук и артист Михаил Глузский. Они оба ещё не раз появятся на экранах в советский период: «Война и мир», «10 негритят», «Красное и чёрное», «Борис Годунов».

«Живые и мёртвые» (Анатолий Папанов — комбриг Фёдор Серпилин)

Киса Воробьянинов, Лёлик, и, конечно же, Волк из «Ну, погоди!» — одни из самых известных ролй Анатолия Папанова в кино. Мало кто знает, но актёр принимал участие в военных действиях с самого первого дня. Но в 192 году ему пришлось вернуться в тыл. Его взвод попал в окружение под Харьковом, и взрывом артисту сильно повредило правую ногу. После войны Анатолий Папанов несколько лет ходил с тростью.

Констатин Симонов к моменту съемок фильма не закончил работу над всей трилогией. И поначалу писатель сомневался, сможет ли Папанов сыграть комбрига. Но после выхода ленты сомнений не оставалось — именно таким и должен был быть этот герой.