Изоляция нельзя карантин: юрист из Самары рассказал, почему опасно путать эти понятия

На протяжении последних нескольких недель власти вводят различные ограничения для своих граждан. В Самаре закрываются магазины, запрещаются массовые мероприятия, а многих работников переводят на удалённый режим работы.

В такой ситуации многие жители используют привычное слово «карантин». Казалось бы, почти все сталкивались с карантином в школе, и ничего страшного в этом не было. Однако применять этот термин для описания ситуации в Самарской области и, тем более, в стране — неверно.

Корреспондент progorodsamara.ru пообщался с юрисконсультом Артемием Фадеевым (ВК, Instagram) на тему, почему власти упорно отказываются употреблять слово «карантин». Как оказалось, признание ситуации «карантином» для государство означает комплекс проблем.

- Слово «карантин» правительство старается избегать по одной простой причине. Карантин подразумевает форс-мажор. То есть приостанавливается, например, вся судебная и банковская системы. И государство берёт на себя дополнительные обязательства. Самый простой пример — приостановить все платежи по кредитам и запретить начислять пени за просрочку, - объяснил Фадеев.

По словам юриста режим изоляции подразумевает, что граждане по «доброй» воле изолируются. Подразумевается, что каждый гражданин — ответственный. Поэтому не нужно следить за тем, чтобы они соблюдали режим самоизоляции. Но только в теории.

На практике резко встаёт проблема: «А где брать денежные средства, чтобы спокойно самоизолироваться?» А на этот вопрос государство ответ до конца не даёт.

Режим самоизоляции подразумевает, что практически все системы могут так или иначе продолжать работать. Но затем юрист задался вопросом, а что в таком случает самоизоляция?

- Есть такой термин, как избыточность понятия. В законе просто написано «изолирование», а что конкретно оно означает, может ли считаться основанием для форс-мажор,— неизвестно, пояснений нет, - объясняет юрист.

Таким образом наступила юридическая коллизия. Верховный суд в марте ограничил работу судов. Однако в некоторых регионах сразу же исполнили постановление, а в некоторых - продолжали свою работу до последнего.

Разрешать эту коллизию должны власти, но сегодняшние события в очередной раз внесли неясность. На последнем обращении президента Владимира Путина прозвучало, что главы регионов должны сами выбирать, какие ограничения вводить. Значит, Дмитрий Азаров должен в кратчайшие сроки решить, что делать с банками, МФЦ, судами и другими учреждениями. Фадеев рассуждает, что такой шаг президента означает один из двух вариантов.

- Либо правительство страны не хочет афишировать на всю страну свои дальнейшие действия и будет по собственным каналам передавать информацию регионам. Либо — в правительстве отдали всё на самотёк, и они на самом деле не знает, что делать. Я склоняюсь к первому варианту. Почти все юристы ожидали, что карантин продлят на неделю, но чтобы на месяц — никто. Поэтому у меня создалось впечатление, что президент будет озвучивать новости постепенно. Пока мы с вами обсуждаем, что сказал Путин, через некоторое время главы всех регионов сделают примерно одно и тоже объявление примерно в одно и то же время — подытожил Фадеев.

Пока что, исходя из практики, главы регионов всё же постоянно смотрят друг на друга. И когда у кого-то хватает смелости что-то предпринять, то другие подхватывают этот пример. В качестве примера юрист привёл случай с воронежскими участковыми. Воронежская область стала первым регионом, где ограничили работу участковых. Буквально на следующий день такие же ограничения ввели и в Самарской области. Станет ли Самарская область примером для других регионов в дальнейшем — мы наверняка узнаем уже совсем скоро.