«Сами решают, работать или нет»: юристы рассказали о самоизолированных самарских судах

В Самарской области, как и по всей стране, приостановили свою деятельность все суды. Исключения составляют лишь рассмотрение некоторых безотлагательных дела. Однако отсутствие разъяснительной базы не позволяет юристам и адвокатам не только полноценно вести свою деятельность, но и выстраивать какие-либо планы.

Напомним, что с 28 марта в Самарской области действует режим самоизоляции и большая часть организаций приостановила свою работу. После того, как президент Владимир Путин рекомендовал регионам самостоятельно определять ограничительные меры, губернатор Дмитрий Азаров позволил возобновить работу некоторым организациям и представителей определённых профессий.

В числе разрешённых оказались и адвокаты. Однако заниматься судебной практикой они начать не могут по простой причине — суды ведут свою деятельность ограниченно. Верховный суд (ВС), в свою очередь, в середине марта частично определил список безотлагательных дел, которые должны разбирать суды на местах.

Как неоднократно замечали различные адвокаты, из-за отсутствия чёткого перечня безотлагательных дел, судьи стали самостоятельно расставлять приоритеты при их рассмотрении. Поэтому в одном районе дело могло рассматриваться, а в другом подобное дело уже откладывалось в долгий ящик. Что касается дел, которые однозначно не могли считаться безотлагательными, то их ВС и вовсе запретил рассматривать.

Ситуация поменялась в среду, 8 апреля, когда верховный суд опубликовал новое постановление. Согласно документу в формулировке «постановляю рассматривать только категории дел безотлагательного характера», появилось слово «рекомендовать». Таким образoм, судьи фактически лишились обязательства по рассмотрению безотложных дел.

Помимо этого, появился пункт, который позволяет судам рассматривать и остальные дела, которые в список безотлагательных явно не входят. Управляющий партнёр АБ «Лапицкий и партнёры» Валерий Лапицкий, уточняет, что таким образом судьи на местах будут принимать решения о рассмотрении каких-либо дел.

- Если судья будет уверен, что в связи пандемией он обеспечит безопасность всех участников процесса, то он может под свою ответственность рассмотреть дело. Никто не может ему это запретить. Но и обязать его вести дело в данный момент тоже никто не может, - объяснил ситуацию Лапицкий.

Таким образом, на практике суды рассматривают все категории дел о заключении под стражу или по продлении срока заключения под стражей. Иначе заключённых придётся выпускать на волю. Какие ещё дела судьи будут наверняка рассматривать - никто из юристов не взял на себя ответственность предположить,

Опрошенные адвокаты рассказали, к чему сейчас привела такая неразбериха. В частности, юрисконсульт Артемий Фадеев осветил случаи, который сейчас активно обсуждаются в юридических кругах.

- В одном из регионов рассматривается дело врача-хирурга, на операционном столе которого умер пациент. Врач сейчас находится под стражей и проходит по делу как главный обвиняемый. Тем временем, адвокат связался с патологоанатомом, который во время вскрытия обнаружил, что человек умер не от действий хирурга. При этом официально адвокат не может опросить патологоанатома, потому что во время режима самоизоляции вызывать кого-либо на опрос запрещено. Врач всё это время сидит под стражей, - рассказал Артемий.

Другой случай касается школьного учителя, против которого разместили порочащие его сведения в соцсетях.

- Из-за этой информации человек поссорился с супругой, и та от него ушла. Я взялся за этот случай, практически выиграл процесс, но затем наступило 23 марта и все дела были отложены. В интернете осталась вся порочащая информация, включая весьма колоритные фотографии. Их должны были удалить по решению суда, но этого до сих пор не произошло. Суды не считают этот вопрос безотлагательным, - объяснил Фадеев.

Помимо этого, многие юристы говорят о том, что после окончания особого режима судьи столкнутся с огромным количеством дел и обращений. Нам сообщили, что в арбитражный суд приходит ежемесячно порядка двух тысяч писем, и с таким количеством документации сотрудники суда справляются. Предполагается, что за май количество обращений может составить порядка 15 тысяч.

При этом даты рассмотрения многих дел уже утверждены. Поэтому юристы допускают вероятность того, что ходатайство, направленное по почте, суд не успеет рассмотреть до начала заседания. «А если я направил ходатайство о переносе дела, потому что командировка или вообще заболел тем же коронавирусом?» - озадачено задаётся вопросом Артемий Фадеев.

Подобное поведение судов эксперты объясняют тем, что для судей важнее не допустить распространение коронавируса.

- На данном этапе, затяжка времени отходит на второй план. С одной стороны, это правильно, так как в большинстве гражданских дел нет ничего настолько срочного. С другой стороны, уголовные процессы подразумевают лишение свободы подсудимого на время рассмотрения дела. При этом, часть людей обвиняются по преступлениям экономической направленности. Возможно, кому-то из судей придёт в голову умная мысль, что для таких людей можно просто поменять меру пресечения. Изоляторы при этом вздохнут посвободнее, - объясняет Валерий Лапицкий.

Арбитражные суды также принимают решения о ведении дел на собственное усмотрение. Руководитель Самарского правого центра, общественный омбудсмен в сфере защиты прав предпринимателей Вахтанг Арзиани сейчас занимается в основном сопровождением дел в арбитражном суде. Он предположил, что после возобновления работы суды будут выносить решения без каких-либо поблажек для всех сторон.

- Судьи сейчас готовятся к тому, что, когда они выйдут на работу, они будут рассматривать все заявленные дела. А поскольку сроки у многих дел подходят к концу, то, я думаю, что никаких поблажек для сторон не будет, и решения будут выноситься «со свистом». Это не очень хорошо, потому что суды в этой суматохе не всегда будут объективны и не всегда будет выносить корректные решения, - отметил Вахтанг Арзиани.

Адвокат из «Коллегии адвокатов Павла Астахова» Денис Кучеренко считает, что если перерыв в работе судов продлится более полутора месяцев, то напряженность в судебной системе сохранится до конца года. При этом оперативно решить сложившуюся проблему в данной ситуации практически невозможно.

- В каждом регионе работает определённый состав судей, а текущее законодательство не позволят быстро изменить их количество. Во-первых, не прописан порядок, который позволят быстро расширить состав судей. Во-вторых, процедура назначения нового судьи должна пройти цепочку согласований. В-третьих, существует определённый порядок передачи дела другому судье, - объяснил Денис Кучеренко.

Кроме того, многие предприниматели столкнулись с невозможностью регулировать общественные споры. Из-за этого они вынуждены сами каким-то образом договариваться между собой. Как отмечают адвокаты, эти договорённости далеко не всегда оказываются добросовестными, что дополнительно увеличивает нагрузку на суды. При этом логично прогнозируемый «шквал» обращений в суд после снятия режима самоизоляции только усугубит накопленную напряженность судебной системы.