День Победы, который мы потеряли

День Победы. Как много в названии этого праздника… солнечная, теплая погода 9 мая, тюльпаны, военные песни, играющие на каждой улице, Парад в честь Дня Победы, минута молчания в память о погибших, и, конечно, ветераны… люди, в памяти которых навсегда останется та страшная война, унёсшая 27 миллионов жизней, которую пережили и окончанию которой так радовались.

Для меня этот праздник – нечто очень личное, очень трогательное, которое хочется оставить в собственной душе. Я счастлив, что у меня живой прадед-ветеран, участник тех событий, битвы на Курской дуге, освобождения Украины. Так у него ещё помимо этой Великой даты День Рождения – да, такое бывает. Поэтому для меня 9 мая – это ещё и встречи с ним, рассказы о том, что и как это было на самом деле, праздничный стол, атмосфера праздника… праздника не в том смысле слова, чтобы напиться, а праздника такого душевного, личного, который хочется праздновать из года в год, и каждый раз любить День Победы сильнее и сильнее.

Только вот в последнее время стал замечать, что в нашем обществе как-то нежданно-негаданно изменилась система ценностей. И вроде бы рассуждаем мы теми же категориями: вот, День Победы, по-настоящему Великий праздник, который даёт нам повод сказать лишний раз ветеранам «спасибо» - за то, что прогнали врага, за то, что выстояли.

Но вот создаётся ощущение, что само по себе празднование каким-то образом «выкинуло» из Дня Победы духовную составляющую. На то, конечно, есть свои причины: все мы, к сожалению, смертны, и в последние годы количество ветеранов, свидетелей тех событий, катастрофически стало уменьшаться. А вместо них стали появляться другие, очень странные персонажи, которые вызывают недоумение – например, «ряженые», которые одевают на себя все только возможные ордена и разгуливают вместе с ними на День Победы как настоящие герои – в то время как в войну настоящие герои, ветераны, либо наград вовсе не имели, либо имели 1-2 медали, а то и орден – но никогда их особенно не показывали. Хранили, как нечто личное.

С уходом поколения победителей, поколения ветеранов, участников тех событий, мы теряем и сам праздник: он приобретает уже какую-то, скорее, развлекательную форму. День Победы ещё 10 лет назад и День Победы сегодняшний – две совершенно разные вещи, в которых последняя – это безликая абстрактная субстанция, которую пытаются «напичкать» священными традициями – будь то Парад Победы, Минута молчания или Праздничный салют.

Чтобы Вы понимали о чём я. Два года тому назад я шёл на площадь Куйбышева посмотреть салют. Уже подходя к «рамкам», заметил, как прямо туда же на впечатляющей скорости подъехала частная газелька, украшенная рекламой одной известной марки питьевой воды, после чего оттуда «выскочили» 5-6 молодых людей, еле стоящих на ногах, которые уверенно и громко сообщили почти всей площади Куйбышева о своём появлении и о том, что с минуты на минуту должно «бахнуть». Понятное дело, что все эти пламенные высказывания сопровождались отборным, 16-этажным матом и многими другими странными выходками, вызывающими вопросы. Годом позже встретил не менее странных школьников, которые, ничего не замечая, подбрасывали в воздух двухлитровую бутылку «Спрайта», которая чуть не прилетела в голову мне и ещё нескольким прохожим. Это у них импровизированный салют такой - День Победы ребятки отмечают.

Раньше День Победы мы воспринимали как памятный день. День, который помогал нам объединиться и не забыть, что десятки лет назад наш народ остановил полномасштабное истребление человечества, и что люди должны, обязаны не допустить повторение такой же катастрофы. Сейчас мы стали воспринимать этот праздник как очередное развлечение, которое поможет нам понять неизвестно что, и неизвестно для чего. Отдельным гражданам, которые в этот день разъезжают на автомобилях с наклейками «Может повторим?» хочется просто дать по голове – и это только самое мягкое, что можно написать в СМИ.

Не стоит винить в этом власть, кого-то ещё – у нас же так принято – мы все в чём-то кого-то виним. Стоит задуматься о своём отношении к ситуации. О том, что для нас это значит. О том, хотим мы это повторить, или всё-таки надо сначала головой подумать, прежде чем что-то куда-то наклеивать. Хочется верить, что как-то осознаем – всё-таки, родовую память никто не отменял. Но и верится с трудом.

В завершение вспомню рассказ своего коллеги с ТВ, который как раз занимается созданием ежегодной Минуты молчания – её очень долго снимали у Могилы Неизвестного Солдата в Александровском саду, с настоящими людьми, которые приходят, подносят цветы, плачут. Так вот пару лет назад эту традиционную версию сменили на портреты погибших и стихи Рождественского. На вопрос «зачем?» ответили: уже 6 лет подряд к Могиле Неизвестного Солдата приходят очень странные персонажи, которые вместо того, чтобы возлагать цветы или плакать – едят, пьют и красуются перед телекамерами своими «ряжеными» мундирами. Смотреть на это каждый год стало тошно. Дальше, как говорится, думайте сами.