Стало известно, что будет с многострадальным химкомбинатом "Тольяттиазот"

На химкомбинате ПАО «Тольяттиазот» прошла очередная проверка промышленной безопасности, результаты которой опубликованы на сайте Средне-Поволжского управления (СПУ) Ростехнадзора. ТоАЗ, некогда известный как флагман отечественной химии, уже десять лет как страдает от хронического недоинвестирования и пренебрежения его руководством элементарными правилами промбезопасности и охраны труда. В последние месяцы на предприятии участились случаи гибели рабочих.

В рамках проверки, проходившей с 10 апреля по 13 мая, инспектора посетили производство аммиака (цеха №1-7) и площадку подготовки аммиака к транспортировке (цех №13). Все это – опасные производственные объекты (ОПО) 1-го (высшего) класса опасности. ТоАЗ остался верен себе – даже на отдельном участке производства количество выявленных нарушений при эксплуатации ОПО превысило 100.

Характерные нарушения сгруппировали в пять категорий: при перерегистрации ОПО в государственном реестре не обеспечена полнота и достоверность сведений о них, технические устройства не соответствуют требованиям промышленной безопасности, отсутствие своевременно проведенных испытаний, технического освидетельствования отдельных устройств, а также поверки контрольных средств измерений, невыполнение задач производственного контроля, а также многочисленные нарушения технологической дисциплины.

По результатам проверки в рамках постоянного надзора выданы акт и предписание с установлением сроков устранения нарушений. Приняты меры по привлечению ПАО «Тольяттиазот» и его руководителей к административной ответственности по ст. 9.1 КоАП РФ. Все это есть на сайте СПУ Ростехнадзора.

Но чего на сайте надзорных органов нет, так это рассказа о невероятных приключениях инспектора Лукьяновой А.В., пытавшейся вручить акт и предписание высшим должностным лицам ТоАЗа.

Инспектор Лукьянова «прославилась» в конце прошлого года, когда она, приехав на ТоАЗ помогать приставам выполнять постановление суда об остановке опасного производственного объекта из-за выявленных нарушений, вскоре просто уехала, сославшись на необходимость участия в новогоднем корпоративе. В результате исполнение судебного постановления было сорвано.

Сезон корпоративов давно прошел, но и в этот раз, по словам коллег Лукьяновой из Ростехнадзора, что-то помешало ей исполнять свои прямые обязанности. Оказывается, Лукьянова за несколько дней так и не смогла вручить генеральному директору ТоАЗа Дмитрию Межеедову и его заместителям уведомления о месте, дате и времени назначенного рассмотрения акта и предписания, принятия решений о привлечении к административной ответственности руководителей, допустивших выявленные в ходе проверки нарушения.

Лукьянова жаловалась на свою полную неспособность ориентироваться в офисе ТоАЗа. Расположения кабинетов в заводоуправлении она так и не выучила, ни табличек, ни номеров на дверях нет. Так и блуждала Лукьянова по коридорам офиса несколько дней, за это время даже воспользовавшись услугами Почты России и иностранных почтовых сервисов, но все тщетно. Дмитрий Межеедов и его заместители продолжают бегать от уведомлений, как от повесток из военкомата. Тем временем нарушителей не привлекают ответственности, административные меры не назначаются, а федеральный бюджет не пополняется штрафами.

Непонятно, почему руководство СПУ Ростехнадзора так и не решилось прибегнуть к услугам «спецпочты», то есть правоохранительных органов. Они бы в два счета нашли «неуловимых» адресатов и вручили письма, а то и доставили бы их в здание суда или СПУ Ростехнадзора. Но инспектор Лукьянова так и не уведомила свое начальство о необходимости подключения федеральных правоохранительных органов к ситуации.

Хотя, по словам коллег, инспектор Лукьянова имеет богатый опыт доставки и вручения актов, предписаний и уведомлений. Обычно она прекрасно справляется с этим сама, находит все необходимые кабинеты, если нужно, выясняет домашние адреса и временные места пребывания нарушителей. Возможно, существует некая причина, по которой Лукьянова, приезжая на ТоАЗ, сразу «теряет голову». Ведь очень странно, что столь опытный профессионал за несколько лет работы на ТоАЗе не смог выучить даже расположение кабинетов в заводоуправлении. Да и адреса фактического проживания руководителей завода выяснить не так уж сложно.

Каждый тольяттинец знает, что кортеж из трех автомобилей, ежедневно курсирующий между площадкой ТоАЗа и базой отдыха «Подснежник», возит не кого-нибудь, а гендиректора Дмитрия Межеедова. Ранее на той же базе проживали известные фигуранты уголовных дел о мошенничестве и создании организованного преступного сообщества на ТоАЗе. Поэтому и сотрудники правоохранительных органов это место знают довольно хорошо. Вскоре после того, как место предыдущего жильца «Подснежника», осужденного к реальному тюремному сроку, сменил Межеедов, он вложил в развитие своего коттеджа 30 млн руб. Безопасность там организована как надо – звуковая сигнализация, видеонаблюдение по периметру. Жаль только к безопасности на ТоАЗе господин Межеедов подходит совсем не так основательно.

К чему приводит такой подход, мы в очередной раз могли убедиться на примере аварии в Норильске, где в результате разгерметизации емкости-хранилища произошел разлив 20 тыс. кубометров дизельного топлива. Разлив ликвидируют уже которую неделю, и неизвестно, каковы будут последствия в итоге. Прокуратура, МЧС, Росприроднадзор проводят проверку, пытаясь установить причины экологической катастрофы. Одна из предварительных причин аварии, озвученная в прессе – разрушение конструкции емкости из-за таяния вечной мерзлоты. Кстати, не лишним будет упомянуть, что злополучная ТЭЦ-3, на которой стоял проржавевший резервуар, регулярно проходили проверки Ростехнадзора. Как и в случае с ТоАЗом, особенностью проверок было то, что каждая следующая как бы не замечала результатов предыдущих: устранили неполадки — хорошо, не устранили – и ладно. Проверялись и резервуары для хранения топлива, в 2015 г. даже потребовали провести антикоррозийную обработку того, из которого в итоге разлилось топливо. Сейчас «Норникель», может быть, и рад был бы ее сделать, но уже поздно – теперь нужно тратить миллиарды рублей на сбор разлитой «солярки». А все предыдущие годы, наверное, думали: какая обработка, это ж металл, что ему сделается?

ТоАЗ работает не в условиях вечной мерзлоты. Скорее, в условиях вечного пренебрежения нормами промбезопасности. Между тем, на ТоАЗе находятся огромные, содержащие тысячи тонн емкости хранилища опасных веществ– аммиака, метанола, кислоты и щелочи. Работают технологические агрегаты аммиака, карбамида, карбамид-формальдегидной кислоты. Безопасность хранения опасных веществ, герметичность хранилищ и трубопроводов для транспортировки ядовитых аммиака и метанола, а также взрывоопасного природного газа азота должны обеспечиваться на надлежащем уровне. Но выявленные в результате проверки нарушения говорят о потенциальной угрозе экологической безопасности, жизни и здоровью жителей региона. В любой момент из потенциальной она может превратиться в реальную, причем совершенно неожиданно, как было в случае с «Норникелем». Не поверенные контрольно-измерительные приборы, не соответствующие нормативам устройства не могут обеспечить безопасной эксплуатации ОПО. Учащающиеся случаи аварий и инцидентов на ТоАЗе, в том числе с гибелью людей, подчеркивают критический характер выявленных нарушений.

Невыполнение основных задач производственного контроля говорит о системных нарушениях в области промышленной безопасности, то есть невыполнение требований федерального закона № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». И меры, которые федеральный Ростехнадзор может применить – это и лишение лицензии на деятельность по производству опасных веществ, и приостановление деятельности ОПО на конкретный срок. Однако ТоАЗ привык отделываться смехотворными суммами административных штрафов.

Ситуация с привлечением к административной ответственности руководителей ТоАЗа начинает принимать детективный, а где-то даже комический оборот. На сайте Кировского районного суда Самары размещена информация о деле № 5-2092020: по определению от 14 апреля 2020 г. судья Кировского районного суда Пирожкова Л.В. рассмотрела в порядке подготовки дело об административном правонарушении № 5-2092020 УИД 63RS0038-01-2019-006704-17, предусмотренном ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении генерального директора ЗАО «Корпорация «Тольяттиазот» Межеедова Д.Е. При подготовке к рассмотрению дела установлено, что оно не относится к компетенции Кировского районного суда Самары.

Сразу возникает вопрос к СПУ Ростехнадозра: как это дело оказалось в Кировском суде Самары? Очевидно, Дмитрий Межеедов не проживает и не работает в Кировском районе Самары. Зато в этом районе находится СПУ Ростехнадзора. Поэтому сотрудники ведомства, что называется, искали «не там, где потеряли, а там, где светлее».

Судья Кировского районного суда Самары объективно, по сути разобралась с представленными материалами. Производство по административным правонарушениям осуществляется в форме административного расследования. Административное расследование – комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий судей, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности. Как установил судья, административное расследование по делу, предусмотренному ч.1. ст.9.1 КоАП РФ в отношении Межеедова фактически не проводилось. Процессуальных действий в полном объеме проведено не было.

Все необходимые сведения могли быть получены в порядке межведомственного информационного взаимодействия, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016№ 724-р. Напрашивается вывод о том, что надлежащего межведомственного информационного взаимодействия не сложилось. И судья Кировского райсуда Пирожкова Л.В. правомерно передала дело мировому судье судебного участка № 107 Комсомольского района г. Тольятти, где и находится ТоАЗ.

Второй важный вопрос: почему в СПУ Ростехнадзора не знали, что вопросы дисквалификации рассматриваются районными судьями только в отношении лиц, занимающих должности федеральной государственной гражданской службы или муниципальной службы. Межеедов совершенно точно не имеет отношения к государственной гражданской службе. В итоге незнание сотрудниками СПУ Ростехнадзора судебных правил и процедур, в том числе территориальной принадлежности, привели к затягиванию рассмотрения дела о дисквалификации Межеедова. Но самое интересное – произошло это случайно, в силу незнания или некомпетентности, или к такому результату сотрудники СПУ и стремились?

Сейчас судебный участок №107 Комсомольского судебного района Тольятти (судья Лопатина В.В.) в рамках дела № 5-3502020 рассматривает вопрос об административном правонарушении Межеедова по ст. 9.1 ч.1 КоАП РФ. По этой статье должностным лицам грозит от 20 тыс. до 30 тыс. рублей или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года.

Тот же судебный участок №107 рассматривает дело № 5-3442020 об административном правонарушении уже юридического лица ПАО «Тольяттиазот» по ч.2 ст.19.20 КоАП РФ. В отличие от части 1, по части 2 нарушителям-юрлицам не грозит приостановление деятельности на срок до 90 суток, а лишь штраф от 100 тыс. до 150 тыс. руб. Почему СПУ Ростехнадзора приняло решение применить более мягкую часть статьи, хотя решение Комсомольского райсуда, вынесенное в отношении ТоАЗа в декабре прошлого года, так и не было выполнено? Вопрос остается открытым.

Остается лишь надеяться, что судья Лопатина В.В. примет правомерные решения по этим двум делам, а инспектор СПУ Ростехнадзора наконец сможет найти руководство ТоАЗа и выполнить свои должностные обязанности. Очень не хочется, чтобы недавняя экологическая катастрофа в Норильске теперь повторилась в Поволжье.

Источник: http://toaz-stop-crime.ru/toljatti-grozit-jekologicheskaja-katastrofa-po-tipu-norilska/