«Мы дети миллениума»: Вспомним колоритные субкультуры начала нулевых в Самаре

Вы верите, что прошло уже 20 лет? Я нет! Кажется, что только вчера мы орали в подъездах под гитару «Батарейку», кто-то заслушивал до дыр папину кассету «Сектора газа» или «Красной плесени», а кто-то рвал джинсы на коленках и красил челку в розовый цвет. Прошло уже два десятка лет, и те дети «нулевых» возможно уже и сами стали родителями, но абсолютно каждый из них с легким трепетом в груди вспоминает те времена. Ностальгия, правда?

Давайте окунемся в эпоху тех лет и вспомним, какие люди окружали нас во времена популярности субкультур.

Девяностые в Самаре прошли в напряжении. В эту эпоху властвовали бандиты и хулиганы. Зайти на чужой район – было тоже, что кинуться самому на нож. Металлисты восстали против реперов, скинхеды гоняли панков, зато все при деле. Однако, неожиданно, вдруг все стали друг другом уживаться. Всего за какие-то 10 лет с субкультурами начала происходить какая-то бешеная трансформация – из металлистов вышли готы, а из скинов – хулсы. Все вдруг перестали соревноваться в крутости и понятиях, а на улицах начали появляться какие-то необычные пестрые персонажи. Бабушки у подъездов начали сетовать, что молодежь нынче уже не та, но это постоянно так происходит, с каждым поколением, поэтому верить бабулям не стоит.

«Please, stand-up» и погнали!


Первое, что приходит в голову, когда мы слышим «начало нулевых» - это, конечно же, рэперы. «Трубы», «патрули», «бумбокс» - знакомые словечки? Это было те вещи, по которым можно было из далека вычислить рэпера. Рэп в нулевых переживал свой очередной пик популярности, после чего окончательно уходит в мейнстрим.

Американское MTV работало круглосуточно, родители с опасной относились к монотонному бубнению чернокожего мужчины с золотой цепью на экране. Мама явно была в недоумении, когда пришла с работы домой, а ее сын собирает пыль с линолеума, пытаясь повторить брейкданс зарубежного артиста.

В это время Эминем записывает свои лучшие альбомы, а самарские мальчишки раз за разом перематывают кассету на строчку «Please, stand up». А бизнесмен Алексей Толмацкий решает сделать из своего сына Децла.

Ну а дальше самарские подъезды начали расписываться маркерами, что-то в стиле первых граффити, в своем роде.

Если вы росли в нулевые, то были просто обязаны поклянчить у «родоков» безразмерные джинсы, в которых смогли бы уместиться не только весь класс, но и классный руководитель в придачу. Красивые джинсы были, модные, и ширинка кончается на уровне колен – очень удобно!

В какой-то момент в Самаре узнали и о Тупаке Шакуре, и даже о Восточном и Западном побережье. Но хорошо, что самарские дворы обошла стороной игра в «войнушку» и обошлось без жертв с пулевыми ранениями.

По классике жанра вся эта богадельня стремительно уходит в массы и превращается в пошлость. В ночных клубах полуголые девочки качают бедрами под 50 Cent, «Каламбия Пикчерс» там что-то не представляет, а Тимати всерьез называют рэпером. Короче говоря, змея в очередной раз укусила сама себя за хвост.

Только Крылья, только Победа!

Самарское движение футбольных болельщиков зародилось еще в конце 90-х. Именно тогда фанаты в первый раз целой группой выехали в другой город на игру «Крыльев Советов». Далее молодые ребята начали создавать свои группировки – фирмы.

Наиболее известные фирмы, которые были на слуху – это Shadows, North side, Funeral crew, Юнит и Гренадеры, а также фирма, которая состояла исключительно из девочек Crazy Girl. Группировки собирались на матчи только на Северной трибуне, на 8 секторе.

Чуть позже, сектор закрыли железной сеткой. И в этом был определенный смысл. Для некоторых так называемых «хулсов» игра самарской футбольной команды была далеко не на первом месте. Вся эта тусовка с бутылками «фанатки» (кто в теме, тот поймет ;-)) затевалась только ради того, чтобы встретиться после игры с другими фанатами и, в одном из ближайших дворов, устроить массовую драку. Развлекались ребята, что сказать.

Движение быстро переросло во что-то более серьезное, и вернулись скинхеды и антифа. Тогда уже контролировать процесс распространения субкультуры начали местные правоохранители.

Туда, где мир уже умер

Все произошло стремительно. В разных уголках города начали появляться какие то пестренькие мальчики и девочки с длинными челками. Они вечно ныли и всем своим видом демонтировали готовность совершить суицид прямо здесь и сейчас. А еще они внешне выглядели катастрофически тощими и слабыми, поэтому бить их боялись. Но насмешки, со стороны заматеревших представителей других субкультур, были постоянными.
Идеология эмо была абсолютно простой и категорически понятной всем. Подростки, в момент, когда психика не стабильна, мальчики и девочки получили невероятную пищу для ума – «мир уже умер», «слишком много боли для меня» и все в этом роде. Мировоззрение психически нестабильного подростка резко сделало невероятный кульбит, и на улицах появились, разукрашенные в черный и розовый, щупленькие мальчики и девочки. На запястьях виднелись неглубокие порезы, а школьный рюкзак сменился клетчатой сумкой почтальона.

Эмо-киды начали быстро заполонять самарское пространство. Они сбились в кучки и начали создавать свои тусовки. В основном они кучковались ближе к центру города, так как остаточные на тот момент скинхеды и антифа все еще пребывали в Кировском районе. Эмо было просто опасно для жизни встретиться с лысым хулиганом, это было чревато тем, что тощенький юноша остался бы без челки.

Эмо начали распространяться на все большие территории, а мировая индустрия только подливала масла в огонь, штампуя все новых и новых эмо-кумиров. В тот период из каждого утюга было слышно завывание группы Tokio Hotel или даже My Chemical Romance.

А потом была целая эпоха русскоязычных эмо-групп, они появлялись как грибы после дождя. И джинсы порезали, а сентябрь не горит. И вся эта эмо-прелесть расцвела в 2007 году в полную силу. И с тех пор, каждый уважающий экс-эмо-кид обязан сказать что-то в стиле «Верните мой, 2007!».

То ли еще будет!

В Самаре было много еще разных направлений, но они как появлялись, так и стремительно исчезали. Иногда можно было встретить одинокого хипстера где-то в районе Струкачей, а на областной библиотеке иногда тусовались анимешники.

Субкультуры быстро появляются и быстро исчезают, это было всегда. А еще интереснее то, что ничего нового не появляется, а просто модернизируется давно забытое прошлое. Так что у нас есть еще возможность встретить черно-розовые дни, готовы?