Жители Тольятти жалуются на вонючую горячую воду

Первые жалобы на плохую воду в администрацию Тольятти стали поступать еще осенью. Все новогодние выходные, а затем и январь жители Автозаводского района заваливали звонками и обращениями чиновников. Нарекания у всех были примерно одинаковые - желтый цвет и отвратительный запах. Вот некоторые сообщения из пабликов Вконтакте и в Инстаграмм:

"У горячей воды запах каких-то металлических окислов, Ужасно!"

"А у меня аллергия на эту воду появилась"

"Запах ужасный, страшно детей купать!"

"Мне кажется, река и озера чище, чем у нас в квартире вода, тухлая, вонючая, да грязная"

"Во всем виноваты старые трубы, которые не менялись десятки лет. Отсюда и металлический запах, дальше будет только хуже, трубы надо менять!"

"Почему у нас в трубах ванной течёт ржавая вода, не пригодная для использования? Мы не можем пользоваться такой водой! Это происходит очень часто, особенно в выходные дни!"

"Качество горячей воды по-прежнему оставляет желать лучшего. Песок в том же количестве забивает сетки кранов, из строя вышел смеситель!"

После обращений последовали проверки. Мы решили отследить путь воды от забора в водохранилище до кранов потребителей и понять, какие факторы оказывают влияние на качество воды в трубах.

Итак, путь воды до жилых домов начинается с Куйбышевского водохранилища, откуда берет воду ООО “АВТОГРАДВОДОКАНАЛ”. Но вода в Куйбышевском водохранилище стоячая, и это приводит к распространению разных веществ и бактерий. Количественное содержание такого загрязнения называется перманганатной окисляемостью. “АВК” отправляет загрязненную воду потребителям в ТЭЦ ВАЗа.

В качестве одной из причин "плохой воды" в обсуждениях высказывали версии, что на ТЭЦ ВАЗа происходит загрязнение. Но это скорее домыслы, нежели правда. И вот почему: на ТЭЦ происходит коррекционная подготовка воды (подпиточной) для тепловых сетей. В первую очередь, это необходимо для понижения жесткости, удаления кислорода и углекислоты. В качестве основного метода дополнительной обработки используется силикатирование подпиточной воды теплосети. Та самая, подготовленная на ТЭЦ ВАЗа вода, смешивается с обратной сетевой водой, поступающей на предприятие из системы теплоснабжения Автозаводского района, и потом направляется в бойлеры и пиковые котлы для подогрева.

Следующий этап движения воды - ресурсоснабжающие организации. Их в Тольятти шесть - АО «ТЕВИС», АвтоВАЗ, ЗАО «Энергетика и связь строительства», другие теплосетевые компании. Соответственно, через них вода поступает к присоединённым объектам. Делается это либо непосредственно через абонентские вводы местных систем теплопотребления, либо через центральные тепловые пункты.

Таким образом, делаем первый вывод - вода с микробами появляется уже на этапе забора из водохранилища. Еще один важный момент - скорость теплоносителя, а она за последние годы сократилась и это тоже один из факторов, влияющих на качество воды в трубах.

Прослеживая всю цепочку движения воды от забора до абонентов, становится понятным, что на качество повлияли несколько факторов:

  • высокая окисляемость исходной воды (в водохранилище),
  • низкие скорости теплоносителя в сетевых трубопроводах,
  • отложения в отопительных приборах, системах горячего водоснабжения, в наиболее отдаленных от источника точках.

Причем, говорят эксперты, проблема загрязнения воды в Автозаводском районе известна давно. Чтобы принять меры, воду стали исследовать еще в 1997 году. Если посмотреть те же паблики в соцсетях, то аналогичные жалобы на воду можно найти и за 2014 год. Администрация Тольятти и теплосетевые организации о проблемах знают, как и ПАО «Т Плюс».

- Она имеет большое значение для предупреждения сульфидного загрязнения, - объясняет директор филиала "Самарский" ПАО "Т Плюс" Александр Гришатов. - При скорости теплоносителя более 1,5 м/с обеспечивается естественный смыв бактерий со стенок трубопроводов и оборудования, благодаря чему исключаются условия для образования их колоний. Однако есть данные по отпуску тепловой энергии в Автозаводском районе, и они показывают снижение, больше чем на 30% начиная с 2007 года, то есть говорят о сокращении скорости теплоносителя в сетевых трубопроводах и других элементах системы теплоснабжения. А потребление теплоносителя на нужды горячего водоснабжения за указанный период сократилось в 2,4 раза, что также оказало отрицательное влияние на кратность водообмена в системе теплоснабжения.

Все это накапливалось последние несколько лет, да и трубы внутри домов в плачевном изношенном состоянии, так что сами поставщики воды в этом процессе играют едва ли не последнюю роль.

Причем, говорят эксперты, проблема загрязнения воды в Автозаводском районе известна давно. Чтобы принять меры, воду стали исследовать еще в 1997 году. Администрация Тольятти и теплосетевые организации о них знают, как и ПАО «Т Плюс».

- Борьба с сульфидным загрязнением систем теплоснабжения давно ведётся, - продолжает пояснять Александр Гришатов. - Результаты исследования микробиоценоза «ВНИПИэнергопром» и их рекомендации направлялись письмом всем заинтересованным сторонам. С министерством энергетики Самарской области разработана дорожная карта, чтобы в следующем году качество воды стало лучше. В зоне ответственности ПАО «Т Плюс» все анализы, проведенные независимыми организациями, соответствуют требованиям СанПИНа. Не было ни одного случая отклонения ни по какому показателю.

Зимой, когда из кранов потекла желтая вода, жители Тольятти забеспокоились и о платежах - за предоставление некачественной услуги не хотелось никому платить и горожане требовали пересмотреть цифры в квитанциях. Теплосетевики успокаивают - перерасчёт регламентируется строго законодательством. Если согласно нормативным актам, потребуется пересчёт платежей горожан за период «плохой воды», он обязательно будет проведён.