Шедевры Самары: лучшие творения деревянного зодчества города

Во второй половине XIX века архитекторы, художники, композитору и другие деятели искусства стали обращаться к сюжетам допетровской культуры России. В архитектуре это выразилось в том, что в моду вошел русский стиль, его иногда называют псевдорусским, так как постройки выполненные в это время являются подражанием зданиям XVI - XVII века. Самара стала губернским городом в 1851 году, а буквально, через пару десятилетий русский стиль становится невероятно популярным. Жители Самары той поры хотели двигаться в ногу со временем. Поэтому постройки в русском духе в старинных кварталах нашего города еще часто встречаются. Это туристический и культурный бренд города.

Самый плодовитый архитектор дореволюционной Самары Александр Щербачев любил наряжаться в русскую рубаху, дабы продемонстрировать какой стилей архитектуры у него вызывает больше симпатий. Сегодня мы расскажем о нескольких деревянных домах, еще сохранившихся на улицах города.

Дом мещанина Александра Евсеева

Дом был построен на рубеже веков в период с 1899 по 1901 годы. Проектированием и строительством этого дома занимался выше упомянутый мастер русского стиля — Александр Щербачев. Особое внимание при осмотре этого дома стоит уделить наличникам — одному из главных элементов русского стиля. Наличники содержат элементы древнерусского деревянного зодчества. Здесь вы можете увидеть женщину, которая подняла руку к небу. Вероятно, это Рожаница, которая в славянской мифологии покровительствовала любви и красоте.

Дом провизора Бориса Позерна

Владельцем был Борис Николаевич Позерн. Его отец переехал в Самару в 1874 году. Позерны приобрели аптеку на Панской (Ленинградской) улице. Борис Николаевич возглавил семейное дело в 1896 году. В октябре 1905 года в доме на улице Москательной, 38 была убита семья Повалиных. После этого происшествия Борис Николаевич Позерн выкупил дом у наследников.

Прежний дом был снесен и на его месте был возведен новый, сохранившийся до наших дней. Его называют еще «домом с жар-птицей». По одной из версий автором проекта является архитектор Филарет Засухин.

Композиция здания сделана ассиметричной. Декор дома Позерна сочетает в себе черты русской и итальянской архитектуры.

Дом мещан Вырыпаевых

Существующий ныне дом был возведен в 1899 — 1902 году. Основанием для верхних двух деревянных этажей служит каменный цокольный этаж. В декоре дома используется элемент барокко — витые колонны, наличники сделаны в русском стиле. В этом доме проживал знаменитый революционер Франциск Венцек.

Дом Юлия Поплавского

Проектированием и возведением дома для бузулукского помещика Юлия Поплавского занимался Александр Щербачев. Здание возвели в 1899 — 1900 гг. Поскольку рядом располагался театр, построенный в русском стиле, то Щербачев решил подчеркнуть это соседство.

Основанием для главного объема здания является цокольный этаж, сложенный из известкового камня. Два деревянных этажа выполнены по мотивам русского терема. Дом имеет симметричную композицию. Особую элегантность этому дому придают два четырехгранных шпиля.

Юлий Поплавский жил в этом доме до своей кончины в 1912 году. Затем здание перешло по наследству его сыну Евдокиму. После революции строение перешло в муниципальную собственность.

Дом Кожевникова

Этот дом был построен в конце 90-х годов XIX века. Декор здания очень нарядный, в лучших традициях русской архитектуры. На лопатках здания можно найти символы солнца и растительные орнаменты. На фасаде можно найти инициалы владельца постройки Андрея Фроловича Кожевникова - «А.Ф.К.».

Дом обладает еще одним интересным элементом — это вырезанные из дерева часы. Считается, что эти часы купец Кожевников поместил на фасад дома в память об одной из своих дочерей, которая погибла при загадочных обстоятельствах.

К чемпионату мира по футболу дом был покрашен. На данный момент существует угроза сноса этого дома, так как местными властями дом не был признан объектом культурного наследия.