Дорога к Красной Глинке: от прошлого к настоящему

В конце 30-х годов прошлого века советское правительство приступило к сооружению Куйбышевского гидроузла. Планировалось разместить на территории Куйбышевской области две гидроэлектростанции. Одна должна была появиться в Сызранском районе около Переволок, а вторая близ Красной Глинки.

Для сооружения двух крупных объектов нужно было построить необходимую инфраструктуру, в том числе железную дорогу. В период 1937 -1939 гг. приступили к сооружению двух линий: «Сызрань-Переволоки» и «Безымянка — Красная Глинка».

По плану железная дорога «Безымянка -Красная Глинка» должен был иметь два подъезда к плотине: один должен был подойти выше по течению к гидросооружения, а второй ниже. Однако была реализована только первая часть, дорога ниже по течению так и не была построена.

Строительством железной дороги занимались заключенные ГУЛАГа. Специально для строительства объектов гидроузла был создан «Самарлаг». В нем разместили более 36 тыс. заключенных. В течение двух лет (с 1937 г.) строительство велось без генерального плана. Но несмотря на эти обстоятельства, до 1940 года был выполнен существенный объем работ по подготовке строительства ГЭС, в том числе ветка «Безымянка-Красная Глинка».

Дорога воспринималась , как временная, поскольку должна была оказаться в зоне затопления. Протяженность объекта составляла 41 км. На железной дороге не было остановок, так как главной её задачей была доставка заключенных и грузов к месту возведения гидроузла.

Красноглинская железная дорога проходила от станции «Царевщина», далее она пролегала через поселок Горный и Сокское карьероуправление, вдоль реки Сок. Затем была кольцевая развязка к поселку Волжский, Горный и в областной центр. На сегодняшний день работает только главное направление, остальные пути либо демонтированы, либо на них стоит заброшенная техника. Далее ветка железной дороги шла вдоль улиц Батайской и Зауральской, в поселке Южный находилась тупиковая станция «Красная Глинка».

В сентябре 1940 года было принято решение о начале консервации Куйбышевского гидроузла. Это произошло, вероятно, из-за обнаружение карстовых провалов и пещер в месте строительства ГЭС. Данное обстоятельство угрожало разрушением гидросооружения. В итоге к строительству Куйбышевской ГЭС вернулись только в послевоенные годы. Правда, гидроузел был перенесен к Ставрополю (Тольятти).

В 1940 году было принято решение о начале возведения в Куйбышеве авиационных заводов. Для реализации этой задачи в системе НКВД был создан Безымянлаг.

После Великой Отечественной войны железная дорога получила дальнейшее развитие. Поскольку строительство ГЭС было перенесено, то было принято решение о продлении железнодорожной ветки до Ставрополя. Осенью 1951 года строительство железнодорожной ветки было завершено. В 1960-е гг. железная дорога была электрифицирована.

Некоторое время в советские годы ветка использовалась для пассажирских перевозок. На сегодняшний день Красноглинская железная дорога имеет один путь, эксплуатируется только в промышленных целях. Ей пользуется ряд промышленных предприятий Самарской области.