"Крещеных детей оплакивали, как мертвых": историк развеял главные мифы о крещении Руси

28 июля Россия отметит День крещения Руси - дату считают началом христианизации российского государства, начало которой положил князь Владимир. В 988 он сначала крестился сам, а затем направил из Византии духовенство, которое провело обряд крещения киевлян в Дунае. Правда, если Вы думаете, что было все так просто и быстро - Вы ошибаетесь. Даже сама дата, о которой идет речь, является условной - ведь никто из историков точно не знает, когда именно крестили Русь и как долго это продолжалось. Религиовед и историк, преподаватель центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Константин Михайлов развеял несколько самых больших мифов о крещении Руси.

Почему Русь крестила не княгиня Ольга, а Владимир?

Вероятнее всего, некоторое количество христиан проживали на Руси до крещения Ольги. Есть в литературе упоминания об эпизодических крещениях. Но видимо, в тот период были еще сильны позиции традиционного славянского язычества, а кроме того - недостаточно были сильны экономические и политические связи с соседями. Больше всего важен именно этот фактор, поскольку большинство соседей Руси в то время не были крещены, и только начинали переходить к христианству. Да и сама Русь на тот момент была более языческой.

О вещем Олеге, который упорствовал принятию христианства

Не существует достоверных сведений о взглядах князя Олега, тут можно только выдвигать предположения. Но есть мнение, что даже Святослав, сын Ольги и отец князя Владимира, устойчиво стоял на язычестве. До какой-то степени это было так, но сведений, опять же, мало. Нужно понимать, что сведения о христианизации Руси основаны на небольшом количестве источников. В первую очередь, на "Повести временных лет", которая, как известно, написана гораздо позже этих событий.

О распутничестве и слепоте князя Владимира

Бытует мнение, что князь Владимир был распутником до крещения и ослеп, а после крещения зрение к нему вернулось. Но это непростой вопрос. Что касается распутничества, то тут, весьма вероятно, что до крещения он мало ограничвал себя в сексуальных вопросах. Оно и понятно: все-таки, он князь, богатый человек, влиятельный мужчина. Он мог позволить себе большое количество наложниц. И, конечно, он этого хотел.

Но гипертрофированные цифры в "Повести" вызывают у исследователей больше вопросов, чем ответов. К примеру, существует мнение, что авторы "Повести" могли проводить параллели между князем Владимиром и библейским царем Соломоном. Иначе говоря, они могли заострять языческий период жизни русского князя, чтобы создать позитивный контраст между тем, что было "до", и тем, что стало "после".

История о потере и обретении зрения - классический сюжет из "Повести временных лет". Вполне возможно, это миф, созданный для того, чтобы подчеркнуть чудодейственную силу крещения в противовес языческим обрядам.

Владимир настолько любил Анну, что решил принять христианство

Конечно, брак Владимира и Анны, византийской царевны - это тот исторический факт, который никто не опровергает. Но здесь речь больше идет не о любви, а о политическом аспекте. Например, Владимир совершенно точно не мог видеть Анну до того, как они встретились перед свадьбой. То есть, о романтических соображениях вряд ли можно рассуждать.

Но связь между этим браком и дальнейшим крещением действительно есть. Можно долго дискутировать на тему того, что здесь первично, а что вторично. То ли Владимир крестился, чтобы вступить в брак, то ли вступил в брак, для того, чтобы креститься. Исследователи, кстати, больше за вторую точку зрения.

А почему православие?

Князь Владимир вообще-то не выбирал между православием и католицизмом. На дворе были 980-е годы, существовали различия, но раскол христианской церкви произошел только в 1054 году. Ни князь Владимир, ни даже его сын Ярослав не дожили до этих времен. Поэтому не стоял вопрос о выборе: была единая, к тому моменту, христианская церковь, единая целостная религия.

Но вполне вероятно, что выбор мог происходить между другими религиями. Впрочем, влиятельных мусульманских соседей у Киевской Руси не было. Тогда Русь граничила с Волжской Булгарией, но мусульманское влияние было намного меньше, нежели влияние Византии или Германии, которые активно в тот момент развивались. Иудеев рядом тоже не было. Разве что хазары, но они к тому моменту больше склонялись к исламу.

Нельзя сказать, что христианизация к тому моменту не шла. Она шла во многих регионах, просто Владимир возглавил этот процесс, поскольку следовал парадигме "не можешь победить - возглавь". Говоря современным языком, Владимир просто был в мейнстриме своей эпохи.

Как заставляли креститься?

Детальных сведений о том, как это происходило, практически нет. Татищев в своих произведениях обращается к Иоакимовской летописи, но это тот документ, который никто, кроме Татищева не держал в руках. Современные ученые полагают, что Татищев просто его сочинил.

Крещение было не сиюминутным процессом, а очень постепенным. 988 год - это, скорее, мифологическая дата. Историки и сейчас спорят о том, когда на самом деле начался процесс крещения. И понятно, что это не месяц, не два, а целые годы.

Нельзя отметать тот факт, что некоторый антагонизм к крещению у русского населения все же был. Даже если внимательно прочитать "Повесть временных лет", там можно найти высказывания о том, что языческие женщины действительно плакали по крещеным детям, как по мертвым. Это был разрыв семей, разрыв духовности. Жрецы, сторонники языческих культов протестовали почти все следующее столетие.

Но говорить о том, что крещение Руси представляло из себя массовое сверхнасилие, тоже нельзя - доказательств нет. Крещение было непростым процессом, включало в себя, вероятно, какие-то акты насилия, может быть, даже случаи убийств. Но говорить о жестоком насилии вряд ли можно.

Перестал ли после крещения князь Владимир убивать?

После крещения, естественно, не прекратились войны. Страна управлялась централизованно, и поэтому говорить, что после крещения Владимир превратился в мирного человека и пел христианские гимн, вряд ли стоит. Князь оставался умным, жестким, прагматичным политиком. Он принял крещение, и не только ради политики. Ведь это был X век, для него религия была вещью вполне реальной. Но этот акт вряд ли мог поменять его взгляды на современную действительность.