Скоро в школу: стоит ли давать ребенку гаджет?

Подборку советов для читателей «Прогорода» подготовила детский психолог клиники МЕДСИ Инна Мальцева.

Нужен ли ребёнку гаджет?

Обойтись сегодня без гаджетов невозможно: они прочно вошли в нашу жизнь. По большому счёту, у детей те же потребности, что и у взрослых: компьютеры и смартфоны позволяют общаться и получать информацию, а также развлекаться и самоутверждаться среди сверстников. Пусть даже выкладывая ролики на TikTok.

С какого возраста можно пользоваться гаджетом?

Не стоит превращать гаджет в няню, позволяя ребёнку часами смотреть мультики и заниматься в это время своими делами. Нужно помнить, что чрезмерное использование гаджетов детей не успокаивает, а, напротив, делает более возбуждёнными и даже агрессивными: так мозг реагирует на визуальный раздражитель.

Если же говорить о школьнике, даже первокласснике – то к этому возрасту у ребенка точно должно появиться первое собственное устройство для связи. Это, во-первых, полезно самим родителям: ребенок всегда на связи и может сообщить, если что-то случится. Да и ребенок более спокоен, зная, что родителям можно позвонить в любой момент. Кроме того, обладание собственным гаджетом развивает «взрослость» и самостоятельность: ребенок привыкает следить за тем, что смартфон или часы не разрядились или не потерялись, чувствует себя более ответственным и уверенным в себе.

Кстати, первый гаджет должен быть простым, чтобы ребёнок быстро освоился с ним. Достаточно самого базового набора функций. Дорогие устройства ученику начальных классов вряд ли пригодятся.

Может ли смартфон навредить ребёнку?

Контроль времени, проведённого за гаджетом, — это необходимость и обязанность родителей. Поэтому им следует научить ребёнка взаимодействовать со смартфоном таким образом, чтобы не переходить грань, когда реальный мир замещается виртуальным.

Взрослый, зависая в гаджете, осознаёт, что пытается отдохнуть, отвлечься, просматривая картинки или смешные видео в Instagram. Ребёнок же сам не в состоянии понять, почему он не может отказаться от телефона. И, если не установить правила пользования гаджетом, у него может сформироваться зависимость. А уже отсюда — тревожность из-за страха лишиться телефона, непонимание, чем себя занять, трудности в общении со сверстниками.

Но важно не запрещать гаджеты, а выработать чувство меры при пользовании ими. И здесь вся ответственность на нас, взрослых, — мы должны достичь понимания с ребёнком, объяснить ему, почему важно ограничивать время, проведённое с телефоном или планшетом. Например, нельзя использовать гаджеты как вознаграждение: если ты себя хорошо ведёшь, получаешь больше времени на гаджеты. Так мы сами формируем у ребенка зависимость.

Как привить правильное отношение к гаджетам?

Есть два действенных метода: разъяснения и собственный пример. Пока ребёнок маленький, устанавливаем правила и чётко придерживаемся их, чтобы ребёнок воспринимал их как само собой разумеющееся. А с 7–8 лет разъясняем, в чём риски избыточного общения с гаджетами и какие могут быть последствия. На доступном для ребёнка языке нужно говорить об ответственности и опасностях так же, как мы рассказываем о неосторожном обращении с огнём, о вреде курения и наркотиков.

Сформировать правильное отношение к гаджетам трудно, если родители сами постоянно сидят в телефонах. Когда ребёнок видит, что папа все вечера проводит за компьютерными играми, а мама не выпускает из рук смартфон, вряд ли он будет выполнять требования, установленные взрослыми. Правила общения с гаджетами обязательны для всей семьи.

Очень часто свой первый смартфон ребёнок получает как раз к началу учебного года. Подписка «НЕТАРИФ Junior» отлично дополнит детский гаджет: услуги связи, музыка, книги – выберите то, что нужно вашему юному школьнику.