"Икра и водка": чем кормили иностранцев в запасной столице СССР во время Великой Отечественной войны

"Икра и водка": чем кормили иностранцев в запасной столице СССР во время Великой Отечественной войны

Историческая-самара.рф 

В октябре 1941 года по решению Государственного Комитета Обороны (ГКО) тыловой город Куйбышев был назначен запасной столицей СССР. В город на Волге в срочном порядке начали вывозить имущество и личный состав иностранных посольств, которые имели свои резиденции в Москве. Также почти одновременно в Куйбышев переехали Верховный Совет СССР, Совнарком СССР, ряд наркоматов и главков, а также многие оборонные предприятия.

ФОТО: Историческая-самара.рф (Большой театр в годы войны находится в эвакуации в Куйбышеве)

До войны Куйбышев по сравнению с Москвой или Ленинградом вполне можно было назвать патриархальной глубинкой. А теперь представьте себе потрясение, которое испытали рядовые куйбышевцы, когда совершенно неожиданно для них «где-то рядом» начали расселяться высокопоставленные руководители из столицы, известные московские артисты, писатели и композиторы, заводские специалисты, но самое главное – сотни «настоящих живых» иностранцев, которые в то время для провинциального города были большой редкостью.

Всего в Куйбышев в октябре-ноябре 1941 года прибыло в общей же сложности более 300 иностранных дипломатов, а также и многочисленный зарубежный корреспондентский корпус.

ФОТО: Историческая-самара.рф (Карта расположения иностранных посольств в Куйбышеве в 1941-1943 годах)

Одновременно с ними на берега Волги переехал и значительный штат работников Наркомата иностранных дел СССР, вместе с легендарным наркомом Вышинским. Каждой из дипмиссий городские власти отвели по отдельному особняку, а всех иностранных журналистов весьма компактно разместили в гостинице «Гранд-отель» на улице Куйбышева (ныне - гостиница «Жигули»). Столь большого числа иностранцев в Куйбышев до той поры не приезжало ни разу.

  1. - здание посольства США. ул. Некрасовская, 62. Фото 80-х годов
  2. - здание военной миссии Великобритании, ул. Куйбышева, 151 (дом Наумова). Дорев. фото.
  3. - здание посольства Норвегии, ул. Молодогвардейская, 119. Фото 80-х годов
  4. - здание посольства Турции, ул. Фрунзе, 57. Фото 80-х годов

ФОТО: Историческая-самара.рф

После переезда в предоставленные им здания и обустройства на новом месте дипломаты стали делать визиты друг к другу, при этом оценивая доставшиеся им особняки. Вот как об этом вспоминал секретарь посольства Швеции в СССР Сверкер Острем:

«Сотрудников посольства привезли на Курский вокзал в Москве 16 октября 1941 года, и уже вечером мы отправились в путь. Через трое суток, переехав широкую реку и догадавшись, что это Волга, мы прибыли в Куйбышев. Начальник протокольного отдела НКИД СССР ходил вдоль состава и руководил выгрузкой. Нас привезли в старинный особняк, пустой. В комнатах мы обнаружили только около 20 железных кроватей. Стали устраиваться, покупая мебель, где придется. Позже, делясь своими впечатлениями с другими дипломатами, мы выяснили, что нашему посольству досталось самое лучшее здание из всех. Мы были приятно удивлены, тем более что вскоре открылся «Гастроном» для дипломатического корпуса с икрой и водкой».

Несмотря на то, что для иностранцев срочно освободили 20 лучших особняков в центре города, дипломаты все равно остались недовольны.

Привыкшие к комфортным условиям жизни, иностранные дипломаты испытали бытовой шок, увидев те апартаменты, в которых им предстояло жить. Так, посол Великобритании Ричард Стаффорд Криппс жаловался своему шведскому коллеге на то, что его квартира слишком темная и в ней присутствует избыток не самых приятных представителей фауны - клопов и тараканов. Японский посол Татэкава сетовал на плохое отопление, из-за которого он вынужден был спать на кухне около плиты. Для самурая нашли нового истопника, но теплее на душе и в квартире не стало. Ибо последний оказался большим любителем зеленого змия. С третьей попытки японскому послу была найдена добросовестная прислуга.

«Дипломаты приехали в Куйбышев с женами, детьми. Послы — с переводчиками, личными поварами, прислугой, шоферами. Только дворников подбирали уже на новом месте. Советским персоналом посольств занималось «БЮРОБИН НКИД СССР» («Бюро по обслуживанию иностранцев»). Бюро имело право без согласия сотрудников перебрасывать их на новые места работы», - отмечает самарский блогер и краевед Игорь Кондратьев.

Больше всех удивил куйбышевцев полковник Файновилл, сотрудник миссии США по военному снабжению Красной армии. Он обратился в Наркомат иностранных дел со «скромной» просьбой предоставить ему для проживания дом или квартиру в 16-18 комнат, а также гараж на три автомобиля. Такое жилья даже сегодня в Самаре трудно найти. Естественно, «скромному» полковнику в этой просьбе отказали.

Впрочем, снабжение иностранцев в Куйбышеве было организовано по высшему разряду, наравне с кремлевским. В упомянутом «Гастрономе» для дипломатов были введены ограничения на покупку только нескольких видов товаров, в том числе сахара и свежего мяса. Зато другое продовольствие, например, колбасы, сыр, чай, печенье, конфеты и так далее, за советские деньги они могли здесь покупать в неограниченных количествах. Как и следовало ожидать, наибольшим спросом пользовались спиртные напитки, в первую очередь коньяки, а также пресловутая черная икра.

«Помню я один из этих «Гастрономов». Окна в нем были закрашены белой краской, а у входа стояли по два НКВД-ника, - рассказывает самарская пенсионерка Зоя Хмелева. – В 1941-м мне было всего 6 лет. Совсем сопля еще. Любили с сестрой гулять возле магазина. Солдаты на нас не обращали никакого внимания. Подходили к окну и в щелочку смотрели. Испытывали непонятную радость, когда удалось увидеть колбасу. Мы жили тогда очень бедно. Иногда кушали даже картофельные очистки, которые мама приносила из столовой Дома офицеров. Бабушка пекла их на сковородке, как пекут картошку, без масла. А тут колбаса. Однажды летом нам очень повезло. Из магазина вышла молодая женщина в яркой одежде. Нас окрикнула: «Ком, ком, ком». Мы боязливо подошли. Женщина указала на остаток яблока в моей руке и на плохом русском попросила принести еще. А она нас угостит чем-то другим. Мы сгоняли в одно место в районе спуска к Волге. Там этих яблок было много. Нарвали целую авоську. Иностранка со славами «карашо, гут» подарила целую палку колбасы: как сейчас помню, в грубой оберточной бумаге, обвязанную тонкой веревкой. Чем-то похожа на современную «Краковскую». Мы были на седьмом небе от радости. Женщина сказала, что ее зовут Лиза. Но не сообщила, из какой она страны. Из Америки? Англии? Канады? Однако мама нас очень выругала за колбасу и запретила ходить к магазину. Она была идейный правильный советский человек. После войны я много лет больше не видела иностранцев. Только в 1957-м году мне повезло оказаться на международном молодежном фестивале в Москве. И среди иностранцев всегда подсознательно искала Лизу с колбасой из полуголодного военного Куйбышева».

Конечно, для иностранцев в Куйбышеве тоже действовали нормы отпуска продуктов, хотя и совершенно несопоставимые с теми, что значились в продовольственных карточках жителей города. Так, членам дипломатического корпуса в месяц полагалось 8 кг мяса, 8 кг сахара, 30 кг хлеба и 10 литров (!) водки.

Спиртного было настолько много, что иностранцы начали им приторговывать.

Почти всем иностранным военные атташе, находившимся в тот момент в «запасной столице», пришлось «засветиться» на военном параде 7 ноября 1941 года, который проходил на центральной площади города.

ФОТО: Историческая-самара.рф (Во время военного парада в Куйбышеве 7 ноября 1941 года)

Продолжение следует…