Амбалы, зарплата 200 тысяч и пугало для зевак: Самарская область попала в лидеры по спросу на охранников

Самарская область попала в ТОП-5 регионов России по спросу на охранников. Рейтинг подготовили аналитики HeadHunter.

ФОТО: Евгений Иванов

На первом месте - Москва. По данным рекрутеров, на сегодняшний день на столицу приходится 68% от всего объема вакансий охранников по стране. Однако это не означает, что все они будут работать в Москве. Большинство из них все-таки «разъезжаются» по регионам. Дело в том, что много охранников нанимают федеральные компании с головными офисами в Москве. А система «эйчаров» учитывает прописку работодателя, а не конечное место работы сотрудника. Да и само собеседование в большинстве случаев проходит в региональных филиалах работодателя. В «город на семи холмах» отправляются «собеседоваться», как правило, только кандидаты на топовые вакансии. Вторую строчку по спросу на охранников поделили сразу три региона: Краснодарский край, Петербург и Самарская область (по 4% вакансий в каждом регионе).

В целом по стране спрос на охранников вырос на 45%.

ФОТО: Илона Боянова

Требования, предъявляемые самарскими работодателями к кандидатам достаточно серьезные, но всё же отличаются в зависимости от специализации. Так, от обычных охранников и сотрудников групп быстрого реагирования (ГБР) не ждут большого опыта работы (55% вакансий доступны для начинающих работников), но при этом компании готовы обучать ГБР-овцев. А вот от телохранителей, как правило, требуют стаж в профессии от 3 до 6 лет (в 50% вакансий). Часто спрашивают и рекомендации. Также организации хотят, чтобы у кандидатов были разрешение на ношение травматического оружия и высокие навыки владения им.

«Категорически приветствуется» знание различных единоборств, безаварийный опыт вождения, хорошее знание Самары и окрестностей.

Как подчеркивается во многих резюме, личному телохранителю нужно будет обеспечивать персональную безопасность как непосредственному руководителю компании, так и членам его семьи.

Зарплата охранников в Самаре также зависит от специализации. Так обычным охранникам (на входе в какой-нибудь ТЦ) платят от 25-30 тысяч рублей, ГБР-овцам – от 35-40, а «личникам» уже от 70 тысяч рублей. Хорошему специалисту могут заплатить до 200 тысяч.

Требования к «личникам» на практике могут оказаться совершенно непредсказуемыми.

«По роду деятельности мне много раз приходилось искать персональных телохранителей для разных руководителей, - говорит кадровый работник одной из самарских компаний Любовь Смирнова. – Главное требование практически у всех – внешние данные. У здоровенного амбала намного больше шансов получить должность, чем у скромного профессионала среднего роста со всеми лицензиями, навыками и опытом боевых действий. Самарцы, как дореволюционные купцы, до сих пор платят за лоск и понты. Громила – это же круто. По факту он будет играть роль пугало для обычных зевак.

Уверенна, немного пофантазирую, легендарный Брюс Ли вряд ли бы смог устроиться «личником» в Самаре. Мелкого, щуплого, невзрачного человечка никто просто не заценит.

В Самаре настоящих профи ищет малое меньшинство, которым реально может «прилететь свинцовая инъекция». Для большинства же «личники» — это свита и часть имиджа».

На некое бутафорство ситуации указывает и председатель Комитета по внешнеэкономической деятельности при ТПП Самарской области Андрей Лютиков.

«В Самаре много богатых людей, которым есть что охранять. Обычный человек никогда не наймёт охранника. Однако, в основном, это липовые охранники. Часто это делается для того, чтобы легализовать круглосуточное ношение оружия для себя. Охраномания ещё связана с некачественной работой полиции. В китайских кафе и ресторанах нет охранников. Почему? Потому что, если кто-то будет себя плохо вести, официант вызовет полицию. Получается, у нас пребывание охранников в кафе связано с тем, что владельцу выгоднее держать охранника, чем рассчитывать на полицию. Вот когда в городе переведётся вооруженная охрана в торгово-развлекательных центрах, когда в кафе не будет охранников, тогда станет ясно, что полиция работает нормально», - отмечает Лютиков.

ФОТО: Илона Боянова

Отметим, мнения экспертов по поводу лидерства Самарской области разделились. С одной стороны, наличие запроса на личных охранников, кроме прочего, показатель локализации важных производств и центров принятия решений. В этом смысле даже комплементарно, что Самарская область оказалась среди лидеров с показателем 4 процента размещенных вакансий, указывает часть специалистов. При этом удельный спрос на телохранителей у нас намного выше, чем в Краснодарском крае и Санкт-Петербурге, также разместивших по 4 процента. Дело в том, что регионы сильно отличаются по численности населения. В Санкт-Петербурге и на Кубани проживает более 5 млн человек, в Самарской области - чуть более 3 млн.

«Очевидно, надо смотреть данные по латентной безработице. Много мужиков бродит без дела. Среднего возраста, - говорит российский политолог Андрей Перла. - С другой стороны, надо посмотреть, кому нужны эти работники. Тур ведь дело не в безопасности. А в росте количества пунктов для охраны. Что это? Стройки? Склады? Магазины? Может быть, имеет место тихий и малозаметный рост деловой активности?».

ФОТО: Илона Боянова

Часть специалистов смотрит на лидерство СО через социальную призму. Они напоминают, что регион всегда был одним из лидеров в России по индексу Джини, другими словами, экономическому неравенству между отдельными слоями населения. Доходы (или совокупное богатство) распределены у нас сильно неравномерно. В кризисное время у обделенных возникают «нехорошие мысли». Чтобы защитить себя и свое имущество и нужны охранники.

«Самарская область всегда считалась регионом криминогенным, - говорит юрист Инна Севостьянова. - Экономическое неравенство, безусловно, - фактор. Например, в том же Тольятти постоянно перераспределялись ресурсы или же были объектом попыток к перераспределению. Нельзя также сбрасывать со счетов Новокуйбышевск. Каким образом эти ресурсы попали к определённой группе людей – очень интересный вопрос. Сейчас же грядёт, на мой взгляд, очередное перераспределение ресурсов, что не могут не знать их держатели и всячески пытаются их защищать. Не зря же проект закона инициирован об исключении данных о владельца недвижимости из выписок ЕГРН».